УРОК № 3
Здесь я расскажу тебе о тяжёлых
фигурах – это ладья и ферзь. Начнём с ладьи. Это фигура, похожая на башню; она
замыкает строй фигур слева и справа. Ты видишь её на полях a1, h1 у “белых”
и a8, h8 у “чёрных” (рис. 1). Эту фигуру называют ещё – тура,
но более употребительно название – ладья. Ладья ходит по всем горизонталям и
вертикалям, вперёд и назад на любое количество клеток, но путь её при этом
должен быть свободным от других фигур (ты уже знаешь, что перескакивать через
фигуры может только конь). Ход ладьи записывается с буквой Л и указанием
начального и конечного поля хода, например: Лh8-h5, допускается и короткая запись: Лh5, но только в том случае, если такой ход может
сделать одна ладья. Бьёт ладья так же, как и ходит, например, ладья, стоящая на
поле h1 может
убить любую фигуру противника, стоящую на горизонтали 1 и на вертикали h, если, конечно, между ладьей и фигурой противника не
стоит “своя” фигура. Записывается это так – Лh1:h4, или кратко – Л:h4 (если
такой ход может сделать одна ладья).
Рис. 1
Наконец,
самая сильная фигура в шахматной игре – ферзь. Ферзя называет ещё королевой,
это верная спутница короля (о короле смотри дальше) и самая сильная его
защитница. У каждого игрока есть только один ферзь, ты видишь его на поле d1 у “белых” и d8 у
“чёрных”. Иногда при расстановке фигур на шахматной доске многие путают поля
ферзя и короля. Тут есть два правила: во-первых, ферзи
противников всегда стоят на одной вертикали, то есть напротив друг друга,
во-вторых – “ферзь любит свой цвет” (так говорил мне мой учитель), то есть
ферзь “белых” в начальной позиции должен стоять на “белом” поле, а ферзь “чёрных”
– на “чёрном”.
Ферзь ходит
по всем горизонталям, вертикалям и диагоналям вперёд и назад, влево и вправо,
на любое количество клеток (конечно, не перескакивая через другие фигуры)!
Таким образом, он совмещает в себе возможности слона и ладьи. Ход ферзя
записывается с буквой Ф, например, Фg4. Для ферзя всегда допустима краткая запись хода, так
как ферзь один. Бьёт ферзь так же, как и ходит, а записывается это так – Ф:g4, то есть
если на поле, на которое ходит ферзь, стоит любая фигура противника, то она
просто снимается с доски, а ферзь встаёт на её место (ты уже знаешь, что так
бьют все фигуры, кроме пешек).
Тяжёлые
фигуры, как я уже говорила, вступают в бой после лёгких.
А
теперь несколько слов о предводителе войска шахматного – короле. Это – главная
фигура, ради которой и ведётся шахматное сражение. Король в начальной позиции
стоит рядом с ферзём (королевой). Ходит король очень скромно: на одно поле в
любом направлении по горизонтали, вертикали или диагонали, но он не может пойти
на поле, находящееся под угрозой какой-нибудь фигуры противника (то есть король
не имеет права ходить “под шах”; о шахе смотри дальше). Его ход обозначают
двумя буквами Кр, например: Крg1-g2 или кратко
– Крg2. Есть один
особенный ход короля – рокировка, о
ней я расскажу позже. Бьёт король точно так же, как и ходит.
Аналогично он не может убить фигуру, если
при этом ему надо встать на поле, находящееся под угрозой одной из фигур
противника (то есть король не может бить “под шах”). Запись хода со снятием фигуры такая – Крg1:g2 или кратко
– Кр:g2. Король
вступает в игру на завершающей стадии игры (в эндшпиле), когда всё его войско уже разбито и приходится воевать
самому. В начале партии он “прячется” за свои фигуры. Чаще всего для этого он и
делает рокировку, чтобы надёжней
“спрятаться”. Но не “запирай” короля! Это всегда чревато неожиданным матом. Мы ещё поговорим об этом
подробнее.
Ну, вот ты и
познакомился со всеми фигурами, узнал, как они ходят и как бьют. Можно уже
приступать к игре. Но прежде реши ещё несколько интересных задач на закрепление
знаний о ходах фигур.
***
Задача 1. Эта задача встречается во многих книгах по
занимательной математике. Она называется задачей о восьми ферзях. Формулируется
задача так: сколькими способами можно расставить на шахматной доске восемь
ферзей так, чтобы они не угрожали друг другу, то есть никакие два из них не стояли
на одной вертикали, горизонтали или диагонали?
Математиками
доказано, что существует 92 требуемые расстановки, причём они получаются из 12 основных поворотами и зеркальными отражениями доски. Одно из
решений задачи показано на рис. 2. Попробуй найти другие 11 решений.
Рис. 2
Задача 2. Аналогичная задача ставится для других фигур. Расставь
на доске указанные далее фигуры так, чтобы ни одна из них не угрожала другой:
а) восемь
ладей;
б) 14
слонов;
в) 32 коня;
г) 16
королей.
Задача 3. Эта задача известна как задача М. Беццеля
(немецкий шахматист), который поставил и решил её в 1848 году. Формулируется
задача так: как расставить на шахматной доске все восемь фигур, чтобы они
угрожали максимально возможному числу полей? Подсказка: максимально возможное
число полей, которые держат под угрозой правильно расставленные фигуры, равно
100. Очень интересная задача!
Задача 4. А теперь
противоположная задача. Расставь все восемь фигур на шахматной доске так, чтобы
они угрожали минимальному числу полей. Подсказка: это число равно 16.
Задача 5. А теперь возьми пять фигур: три ферзя, ладью и слона.
Расставь их на шахматной доске так, чтобы они держали под ударом все свободные
поля доски. Эту же задачу реши с таким набором фигур:
а) восемь
слонов;
б)
двенадцать коней;
в) восемь
ладей;
г) девять
королей.
Понятно, что эта задача (как и задачи 1
и 2) условна, потому что в реальности не существует таких наборов фигур. На
рис. 3 приведено решение этой задачи с пятью ферзями.
Рис. 3
Задача 6. Поставь ферзь на поле с3. Требуется за 15 ходов обойти ферзём все поля доски и закончить
траекторию на поле f6. Ни одно
поле нельзя проходить дважды.
Задача 7. В 1867 году эту
задачу “о кругосветном путешествии ферзя” опубликовал Сэм Лойд,
считавший её одной из своих лучших головоломок. Ферзь начинает своё путешествие
с любого углового поля, какое тебе больше нравится. Всего за 14 ходов ферзь
должен обойти все поля доски и вернуться на начальное поле. При этом некоторые
поля можно проходить больше одного раза.
Ну, пожалуй,
достаточно задач. Теперь пора познакомиться с целью игры, узнать, что такое шах и мат. Это ты узнаешь на уроке № 4.