УРОК № 22
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ
В журнале
“Наука и жизнь” (№ 6,
Задачи я
приведу не в виде диаграмм (рисунков), а в виде записи позиции с помощью
шахматной нотации (смотри об этом в уроке № 19). Связано это с тем, что рисунки
занимают очень много памяти. По записи ты должен расставить фигуры на доске,
подготовив их к решению задачи. Во всех задачах начинают “белые”.
Задача 1. “Белые”: Крg3, Фe5, Лe7, Лf3, Cd2; “чёрные”:
Кра4, Ка8, Сd8, пешка b7. Мат в два хода.
Задача 2. “Белые”: Крb1, Фа1, Ка8, Сd6, пп с4, с7; “чёрные”: Крb7, Кd7, пешка с5. Мат в три хода.
Задача 3. “Белые”:
Кре5, Се4, пешка b6; “чёрные”: Кре8, Ла1, Се6. Выигрыш.
Задача 4. “Белые”:
Кра8, Фb8, Лс6, Ке1, Кf2, пешка b2; “чёрные”:
Крd4, Ке3, Лh3, пп d5, g5. Мат в два хода.
Задача 5. “Белые”:
Кре1, Фс3, Лb2; “чёрные”:
Кра4, Фе8, Сс7, Сf7, пп с4, с5, d6, е6, f5, h5. Мат в три хода.
Задача 6. “Белые”:
Кра7, Лd6, пешка е6: “чёрные”: Крс8, Лf6, Сb2. Выигрыш.
Задача 7. “Белые”:
Кре8, Фb1, Лd3, Ле2, Кf4, Кg8, Cd1, Сf8, пешка g7; “чёрные”: Крg5, пешка h6. Мат в два хода.
Задача 8. “Белые”: Крb1, Фа7, Сb5, пешка с3; “чёрные”: Крh1, пп g2, h2. Мат в шесть ходов.
Задача 9. “Белые”: Крb2, пп b5, е3, е7; “чёрные”: Крd1, Сb7, Кg7, пешка с5. Ничья.
Задача 10. “Белые”:
Кре5, Фh2, Кb1, Лd1, Лf1, пп а2, а3, с3; “чёрные”: Кра1. Мат в три хода.
Задача 11. “Белые”:
Кра7, Лb7, Сg5, пешка b3; “чёрные”: Кра5, Лd4, Сg4. Мат в шесть ходов.
Задача 12. “Белые”: Крh6, Ка2, пп а6, f3, f6, g5, h5; “чёрные”:
Крh8, Фh4, Сh3, пешка h7. Выигрыш.
________
Интересные и
разнообразные задачи! Задача № 11 представляет великолепный этюд с проходной
пешкой у “белых”. Интересно, можно ли заматовать короля “чёрных” за шесть
ходов, не проводя пешку? В задаче № 10 можно только удивляться, как “чёрный”
король дошёл до жизни такой! Если бы сейчас был ход “чёрных”, то был бы пат.
Конечно, силы “белых” здесь просто убойные, и заматовать “чёрного” короля не
составляет особого труда, но надо сделать это в три хода. Итак, дерзай! Я
попробовала решить задачи, начала с первой, она решилась с ходу и показалась
мне очень простой. Дальше я не стала решать (нет времени), как-нибудь на досуге
порешаю.
Желаю тебе
добиться такого уровня игры, чтобы успешно решить все 12 задач, выдержав таким
образом “экзамен” на второй разряд по шахматам.