УРОК № 2

 

                          Лёгкие фигуры

 

Теперь познакомимся с так называемыми лёгкими фигурами, к которым относятся слоны и кони. Сначала о слонах. Ты видишь их на полях: с1, f1 у “белых” и с8, f8 у “чёрных” (см. на рис. 1). По виду слон немного похож на пешку, не путай!

У каждого игрока есть белопольный и чернопольный слон, первый стоит на “белом” поле, а второй – на “чёрном”. На протяжении всей партии белопольный слон может оказаться на любом “белом” поле, а чернопольный – на любом “чёрном”, так как каждый слон ходит только по диагонали своего цвета, причём на любое количество полей и в любом направлении. При этом слон не может перескакивать через другие фигуры (в отличие от коня), то есть путь его должен быть свободен от других фигур. Например, если на поле е7 не будет “чёрной” пешки, то чернопольный слон “чёрных” может пойти на любое поле диагонали, на которой он стоит. Он может пойти также и по диагонали вправо, если поле g7 не будет занято. Аналогично ходит белопольный слон, только по “белым” диагоналям. Слоны бьют так, как ходят: то есть если на диагонали, по которой может в данный момент двигаться слон, стоит фигура противника, то слон может её убить, при этом фигура снимается с доски, а слон встаёт на её место. Ход слона записывается так: буква С и конечное поле, например: Сd6. Когда слон бьёт, то это записывается так – С:d6, то есть слон убил фигуру, стоявшую на поле d6. Можно делать полную запись хода с указанием начального поля, но для слонов это совсем не обязательно, так как всегда понятно, какой именно слон (белопольный или чернопольный) мог сделать данный ход.

 

 

 

                                                        Рис. 1

 

Теперь переходим к коням. Ну, их ты узнаешь сам по внешнему виду. Коней тоже два у каждого игрока. Конь делает, пожалуй, самые сложные ходы. Во-первых, он единственный из всех фигур может перескакивать через другие фигуры. На то он и конь, чтобы скакать! Для него не существует препятствий. А вот ходит он, как говорят шахматисты, “буквой Г”. При этом буква Г может быть как стоящей, так и лежащей, а также зеркально отображённой. Поставь мысленно любого коня на поле d4, с этого поля конь может сделать ходы на любое из следующих восьми полей: с2, е2, с6, е6, b3, b5, f3, f5. Представил? Чтобы не ошибаться, помни правило: если начальное поле хода коня "белое", то конечное поле хода обязательно должно быть "чёрным", и наоборот. Понятно, что если конь стоит на краю доски, то количество возможных ходов становится значительно меньше. Вот почему опытные шахматисты почти никогда не “загоняют” коня на край доски. Конь должен сражаться в самой гуще боя! Ход коня записывается так же, как и ход слона, только с буквой К, например: Кс2. Однако здесь есть некоторая разница: если на данное поле могут пойти сразу оба коня (что вполне возможно), тогда необходимо сделать полную запись хода с указанием начального поля, то есть так: Кd4-с2. Бьёт конь точно так, как и ходит, то есть если на поле, на которое в данный момент может пойти конь, стоит фигура противника, то конь своим ходом её убивает, записывается это так – Кd4:с2 (или в краткой записи – К2, если такой ход может сделать только один конь).

Слона и коня называют лёгкими фигурами, в отличие от ладьи и ферзя, о которых речь пойдёт на следующем уроке. Лёгкие фигуры рекомендуется вводить в игру на ранней стадии, а тяжёлые – позже.

А теперь три задачи для закрепления знаний о ходе коня.

Задача 1. Один мальчик пытается перевести шахматного коня из левого нижнего угла шахматной доски (с поля a1) в правый верхний угол (на поле h8) так, чтобы конь побывал на каждой клетке доски по одному разу. Пока ему это не удаётся. Но не пытается ли он решить неразрешимую задачу? Разберись в этом и объясни мальчику, в чём тут дело.

Задача 2. Эта задача схематична, она служит только для отработки хода коня. Конечно, не может быть 16 “чёрных” пешек. На рис. 2 показано, как расставлены “чёрные” пешки на шахматной доске. Требуется поставить “белого” коня на любое свободное поле доски так, чтобы этим конём можно было убить всех пешек за наименьшее число ходов. Подсказка: минимальное число ходов - 16, меньше не может быть, так как пешек 16.

 

           

                                                                       Рис. 2

 

Задача 3. На доске, изображённой на рис. 3 (конечно, не шахматной) требуется обойти конём все двенадцать клеток, причём в каждой клетке надо побывать только по одному разу. Начинать и кончать обход можно на любой клетке, но обязательно на одной и той же.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Рис. 3

 

Задача 3 вводит нас в целую область занимательной математики, исследующую маршруты коня на шахматной доске. Этим вопросом занимались многие математики XVIII и XIX вв., в том числе и Л. Эйлер. Хотя задача была известна ещё и до Эйлера, он впервые обратил внимание на её математическую сущность. Неизвестно до сих пор, сколько всего существует маршрутов, хотя доказано, что их не больше 30 миллионов. Придумано много методов построения маршрутов коня, установлены различные математические закономерности. Эти маршруты могут быть как замкнутыми (когда с последней точки маршрута можно опять же ходом коня снова встать на начальную точку), так и открытыми (когда с последней точки маршрута нельзя пойти ходом коня на начальную точку). Математики исследуют лишь те траектории, которые обладают всякими интересными свойствами симметрии (траектория получается, если каждое начальное поле хода коня соединить отрезком прямой с конечным полем этого хода). На рис. 4 изображена одна из таких удивительных траекторий. Иногда в литературе маршрут коня изображают, последовательно нумеруя ходы коня. На рис. 5 один из таких маршрутов. Он тоже замкнутый, с поля 64 можно пойти на поле 1 (на этом поле стоит конь, это начальное поле маршрута). Если соединить отрезками прямых поля в порядке их нумерации, то получится траектория, подобная той, какая изображена на рис. 4.

 

 

                                                                       Рис. 4

 

 

 

                                                        Рис. 5

                                                       

 

 Если ты заинтересовался этой задачей, попробуй построить хотя бы одну (замкнутую или открытую) траекторию ходом коня на шахматной доске. Начинать ты можешь с любого поля. Не забывай, что в каждой клетке доски можно побывать только один раз.

                                     

                                                        ________

 

Если ты справился с этими задачами, значит, смело можешь идти в бой на коне!

Теперь поговорим о тяжёлых фигурах, иди на урок № 3.

 

 

На главную страницу

 

Сайт создан в системе uCoz