УРОК № 20
ЕЩЁ О ПРОХОДНОЙ ПЕШКЕ
Я уже
много рассказывала тебе о проходной пешке.
Но эта тема очень важная, так как не каждый умеет правильно провести
пешку и тем самым теряет верный шанс на победу. Приведу здесь ещё несколько
интересных задач о проходной пешке. Во всех приведённых задачах, являющихся
этюдами, начинают “белые”. Заодно ты можешь пополнить коллекцию шахматных
этюдов, приведённых на прошлом уроке.
Ж Барбье,
Ф. Сааведра, 1895 г. (рис. 1). Выигрыш. Очень красивый этюд! Проходная пешка “белых” против “чёрной”ладьи. Попробуй-ка правильно провести пешку в этом этюде и
выиграть! Автор статьи Е. Гик рассказывает интереснейшую историю этого этюда,
которую я не буду пересказывать (см. журнал “Наука и жизнь”, №5, 1982 г.).
Рис.
1
К. Яниш,
1837 г. (рис. 2). Мат в шесть ходов. Здесь против проходной пешки “чёрных”
выступает “белый” конь. Задача “белых” не дать пешке пройти в ферзи и выиграть
партию. Сложная задача!
Рис.
2
Э. Погосянц,
1979 г. (рис. 3). Ничья. В этой задаче против проходной пешки “чёрных”
действует “белый” слон.
Рис.
3
Р. Лермэ,
1914 г. (рис. 4). Мат в четыре хода. Конечно, очень трудно бороться против
ферзя. И хотя у “чёрных” есть проходная пешка, но провести её они не в
состоянии.
Рис.
4
А. П. Гуляев, 1926 г. (рис. 5) Ничья. Посмотри, как близка проходная пешка “белых” к
заветной горизонтали. Однако “чёрные” не дают пешке превратиться в ферзя и
сводят партию к ничьей.
Рис.
5
А вот не задача, а реальная партия. Играли Зноско-Боровский – Сальве (Остенде,
1907 г.).
На рис. 6 изображена позиция, сложившаяся после 45-ого хода “белых”. Посмотри,
какая интереснейшая позиция! И у “белых” и у “чёрных” есть проходные пешки, обе
они одинаково близки к крайней горизонтали. И противоборствующие силы противников
вроде бы равны. Как ты думаешь, кому удастся провести пешку? Прежде чем
посмотреть, как соперники доиграли эту партию, обязательно доиграй её сам.
Право же, она того стоит! Есть
множество интересных продолжений,
которые могут закончиться выигрышем одной из сторон.
Рис.
6
А теперь посмотри, как доиграли партию участники игры.
46. … Ла2, ошибочный
ход! Не надо было уводить ладью так далеко. 47. h7 f2+ 48. Крf1 Крf3 49. Лa8 Л:a8 50. h8Ф. Уйди “чёрная”
ладья на b2 или с2, и сейчас вместо взятия новорождённого ферзя “чёрные”
объявили бы мат по 1-ой горизонтали. А так – поле а1
под контролем, поэтому – 50. … Л:h8. Пат!
Неожиданный финал. Вот что значит – не продумать до конца комбинацию. Ведь “чёрные” вполне
могли предвидеть такое развитие событий.
Ещё одна
реальная партия: Бернштейн – Смыслов (Гронинген, 1946 г.). На рис. 7
изображена позиция эндшпиля (после 58-ого хода “белых”). Конечно, здесь
очевидно преимущество “чёрных”: две проходные пешки в эндшпиле – это огромная
сила. Однако “чёрные” поспешили провести пешку b3 (они
сделали ход 58. … b2) и в
результате “белым” удалось свести партию вничью. Вот какова цена только одной
маленькой ошибки! Такое впечатление, будто “чёрным” эта
проходная пешка мешала, и они её просто пожертвовали (так как далее,
безусловно, последовало 59. Л:b2!).
Я не буду приводить доигрывание партии. Рекомендую тебе доиграть её с победой “чёрных”.
Как видишь, и гроссмейстеры иногда ошибаются.
Рис.
7
А вот
знаменитый этюд Р. Рети (1921 г.) (рис. 8). Здесь
совсем всё просто: есть по проходной пешке у обоих партнёров. Этот этюд был
приведён на уроке № 7, где рассказывалось о превращении пешки. На первый взгляд
кажется, что “белому” королю не догнать проходную пешку “чёрных”. У “белой”
проходной пешки нет никаких шансов прорваться в ферзи: слишком близко стоит
король противника. В этюде автором заложена “идея обманного движения короля”,
которую так и назвали “манёвр Рети” (его образно
сравнили с “охотой за двумя зайцами”). Манёвр “белого” короля заключается в
том, что он одновременно догоняет проходную пешку “чёрных” и помогает провести
свою пешку! Найди этот манёвр и сведи партию вничью.
Рис.
8
В заключение ещё два этюда Р. Рети (рис. 9), в которых тоже даны пешечные окончания (то есть в эндшпиле нет других фигур, кроме пешек). В обоих
этюдах – ничья.
Рис.
9
На этом я завершаю рассказ о тактических
приёмах проведения пешки. Изучай этот урок обязательно вместе с уроком № 7.