УРОК 18

 

      ЕЩЁ О ГАМБИТЕ

 

На уроке № 14 был рассмотрен ферзевый гамбит. В журнале “Наука и жизнь” (№№ 2-3, 1980 г.) я нашла интересную статью о гамбитах, которую фрагментарно излагаю здесь. Статья называется “Романтика шахматных сражений”, автор её международный мастер спорта М. Юдович.

“Стремительные атаки, красивые комбинации, смелые жертвы фигур! Всем любителям шахмат дорога романтика сражений, удалая игра в гамбитном стиле.

Что же означает слово “гамбит”, что за ним кроется?

Гамбит – это коварный и острый метод игры, получивший своё название от итальянского выражения “dare il gambetto” – подставить ножку. И это – справедливое определение. В гамбитах действительно много опасных подножек.

Применяя гамбит, одна их сторон, обычно “белые” уже в начале партии идёт на материальные жертвы, отдавая пешку, иногда две, а порой даже фигуру, с тем чтобы опередить противника в развитии, получить перевес в центре и создать атаку.

Вот как определил цель гамбита выдающийся русский мастер и теоретик Э. Шифферс. В своей книге “Самоучитель шахматной игры”, вышедшей в 1907 году, он писал: “Цель гамбита есть более быстрое развитие своей игры… противник, беря пешку и защищая её, несколько отстаёт в развитии и, чтобы не проиграть, должен энергично защищать приобретённый материальный перевес или же своевременно обратно жертвовать пешку для скорейшего развития фигур”.

Если в ответ на предложенный “белыми” гамбит “чёрные” предпринимают встречные жертвы в тех же целях, то этот способ ведения борьбы называется контргамбитом. В том случае, если гамбит отклоняется, он получает наименование “отказанный”.

Гамбиты – старинные начала, возникшие более четырёхсот лет назад. Первый пример гамбитной игры мы находим в так называемой “геттингенской рукописи”, написанной на латыни в конце XV века. Рукопись содержит двенадцать вариантов гамбита. На рис. 1 приведён вариант № 1.

 

1. е4  е5  2. Kf3  f6  3. K:e5  fe  4. Фh5+  Крe7  5. Ф:e5+  Крf7  6. Cc4+  d5  7. C:d5+  Крg6  8. Фg3+ Фg5  9. Фb3  Ф:g2  10. e5.

 

 

                                                                  Рис. 1

 

Жертва коня на е5, являвшаяся в то время дебютным откровением, рассматривается и в появившейся в Саламанке (Испания) в конце XV века книге испанца Лусены.

В теории эта жертва получила название “гамбит Дамиано”. Связано это с тем, что в вышедшей в 1512 году книге португальского шахматиста Дамиано было указано лучшее продолжение за “белых”. Вместо импульсивного шаха ферзём (8. Фg3+) Дамиано рекомендовал отличный ход 8. h4, и ныне считающийся сильнейшим. Как известно, после этого выпада ладейной пешки положение “чёрных” становится критическим (см. рис. 2). Далее возможно, например, 8.h6  9. C:b7  Cd6  10. Фa5, и “белые” выигрывают.

 

 

Рис. 2

 

Романтический королевский гамбит получил права гражданства всецело на базе новых правил, новой стратегии и тактики игры. Впервые этот гамбит рассматривается в “Книге об изобретательности и искусстве игры в шахматы”, написанной выдающимся шахматистом своего времени испанским священником Рюи Лопесом. Этот труд вышел в 1561 году в городе Алькала.

Заканчивая наш экскурс в далёкое прошлое, отметим, что в имевшей важное значение для развития дебютной теории работе итальянца Полерио, относящейся к концу XVI века, рассматривается уже множество вариантов королевского гамбита. При этом Полерио ссылается на партии Леонардо, Санта-Мария, Доменико и других известных в ту пору мастеров. На рис. 3 один из приведённых Полерио примеров.

1. e4  e5  2. f4  ef  3. Kf3  g5  4. Cc4  g4  5. Ke5  Kh6  6. K:g4  K:g4 7. Ф:g4  d5  8. Ф:f4  dc  9. Фe5+ Ce6.

 

 

Рис. 3

 

10. Ф:h8  Фh4+  11. Крf1  Фf4+  12. Крg1  Ф:e4  13. h3  Cd5, и у “чёрных” решающий перевес.

 

Полерио называет это продолжение “прекраснейшей защитой гамбита, часто игранной в Испании”.

На протяжении нескольких столетий королевский гамбит занимал большое место как в теории, так и в практике шахмат. Однако наибольшее внимание не только этот гамбит, но и вообще гамбитные системы привлекли в XIX веке. Лучшие шахматисты столетия постоянно применяли в своей практике гамбиты, изучали их теорию, вели ожесточённые дискуссии о различных путях атаки и защиты. В XIX веке были изобретены и новые гамбитные продолжения, такие, например, как гамбит Эванса и северный гамбит.

Многие замечательные мастера, коронованные и некоронованные короли шахмат – Л. Лабурдонне, А. Мак-Доннель, А. Андерсен, П. Морфи, И. Цукерторт, В. Стейниц, М. Чигорин и другие корифеи сделали гамбиты грозным оружием, дали блестящие образцы игры в этих началах. “К прекраснейшим атакам в шахматной игре ведут гамбитные игры, главнейший представитель которых есть гамбит королевский, составляющий одну из интереснейших частей в теории”, – писал М. Чигорин.

 Опыт показывает, что гамбиты живут и здравствуют и ныне. Вполне можно согласиться с таким замечанием второго чемпиона мира Эм. Ласкера: “Во всех случаях, когда “белые” или “чёрные” прибегают к неясной по своим последствиям жертве, обычно жертве пешки, с той целью, чтобы ускорить своё развитие и перейти к ранней атаке, шахматист действует в духе гамбитной идеи”. Далее прославленный шахматист отметил, что “гамбитные идеи плодотворны и для открытия новых возможностей. Оружие гамбита очень сильно”.

В заключение приводится несколько партий, сыгранных в гамбитных началах. Я воспроизвожу три партии.

 

                   Б. Спасский – Д. Бронштейн

                        Королевский гамбит

                (Чемпионат СССР, 1960 г.)

 

1. e4  e5  2. f4  ef  3. Kf3  d5  4. ed  Cd6  5. Kc3  Kе7  6. d4  0-0  7. Cd3  Kd7  8. 0-0  h6  9. Ke4  K:d5  10. c4  Ke3  11. C:e3  fe  12. c5  Ce7  13. Cc2  Лe8  14. Фd3  e2  15. Kd6  Kf8  16. K:f7  efФ+  17. Л:f1  Cf5  18. Ф:f5  Фd7  19. Фf4  Cf6  20. K3e5  Фe7  21. Cb3  C:e5  22. K:e5+  Крh7  23. Фe4+

“Чёрные” сдались. Финальная позиция изображена на рис. 4. Обрати внимание на запись хода K3e5, в данном случае два коня могут пойти на поле е5 и оба они стоят на вертикали f, поэтому в записи хода указана горизонталь 3, на которой находится конь, сделавший этот ход (раньше нам не встречалась такая форма записи хода).

 

 

                                                        Рис. 4

 

                                      Р. Фишер – Р. Файн

                                          Гамбит Эванса

                                      (Нью-Йорк, 1963 г.)

 

1. e4  e5  2. Kf3  Kc6  3. Cc4  Cc5  4. b4  C:b4  5. c3  Ca5  6. d4  ed  7. 0-0  dc  8. Фb3  Фe7  9. K:c3  Kf6  10. Kd5  K:d5  11. ed  Ke5  12. K:e5  Ф:e5  13. Cb2  Фg5  14. h4  Ф:h4  15. C:g7  Лg8  16. Лfe1+  Крd8  17. Фg3

“Чёрные” сдались. Финальная позиция изображена на рис. 5.

 

 

                                                        Рис. 5

 

                                      Б. Спасский – Д. Форинтош

                               Контргамбит Альбина

(Международный турнир в Сочи, 1964 г.)

 

1. d4  d5  2. c4  e5  3. de  d4  4. Kf3  Kc6  5. g3  Cg4  6. Cg2  Фd7  7. 0-0 0-0-0  8. Фb3  Сh3  9. e6  C:e6  10. Ke5  Фd6  11. K:c6  bc  12. Фa4  Фc5  13. Ka3  Фb6  14. C:c6  C:a3  15. ba  Ke7  16. Cb5  c6  17. Ca6+  Крd7  18. Cf4, и “белые” выиграли.

Финальную позицию партии ты видишь на рис. 6.

 

 

                                                        Рис. 6

 

Завершая статью, автор писал: “… применение гамбитов для широкого круга любителей шахмат и интересно и полезно. Если вы хотите развить своё комбинационное зрение, овладеть многими хитрыми приёмами тактики, бесстрашием и ясной ориентировкой в острых и запутанных положениях, обязательно изучайте и применяйте гамбиты”. Присоединяюсь к этому мнению.

А теперь ещё одна партия (из другой статьи) в стиле королевского гамбита, в которой выиграли “чёрные”.

 

С. Тартаковер – Х.-Р. Капабланка

Королевский гамбит

(Нью-Йорк, 1924 г.)

 

1. е4  е5  2. f4  ef  3. Ce2  d5  4. ed  Kf6  5. c4  c6  6. d4  Cb4+  7. Крf1  cd  8. C:f4  dc  9. C;b8  Kd5  10. Крf2  Л:b8  11. C:c4  0-0  12. Kf3  Kf6  13. Kc3  b5  14. Cd3  Kg4+  15. Крg1  Cb7  16. Cf5  C:f3  17. gf  Ke3  18. C:h7+  Крh8  19. Фd3  C:c3  20. bc  Kd5  21. Ce4  Kf4  22. Фd2  Фh4  23. Крf1  f5  24. Cc6  Лf6  25. d5  Лd8  26. Лd1  Л:c6  27. dc  Л:d2  28. Л:d2  Ke6  29. Лd6  Фc4+  30. Крg2  Фe2+

“Белые” сдались. Финальная позиция на рис. 7.

 

 

                                                        Рис. 7

 

И последняя партия, сыгранная вслепую, в которой “чёрные” сдались на 17-ом ходу.

 

                               И. Колиш – С. Винавер

                               Гамбит Эванса

                            (Лондон, 1883 г.)

 

1. e4  e5  2. Kf3  Kc6  3. Cc4  Cc5  4. 0-0 Kf6  5. b4  C:b4  6. c3  Ca5  7. d4  0-0  8. Ca3  Лe8  9. d5  Kb8  10. d6  cd  11. C:d6  K:e4  12. K:e5  K:d6  13. Ф:d6  Лe7  14. K:f7  Л:f7  15. Фd5  Kc6  16. Ф:f7+  Крh8  17. Лe1

“Чёрные” сдались. Не привожу в этой партии финальную позицию. Тем, кто хочет научиться играть вслепую, предлагаю проиграть эту партию “в уме”, а затем нарисовать на листе бумаги финальную позицию. Потом можно проиграть партию на доске и проверить себя.

 

Все предложенные здесь партии ты можешь занести в копилку “Партии мастеров”. Не забудь доиграть каждую партию до конца, то есть поставить мат проигравшему партнёру.

 

 

Рейтинг@Mail.ru

На главную страницу

 

Сайт создан в системе uCoz