УРОК № 13

 

  ПАРТИИ МАСТЕРОВ

 

Когда я увлекалась шахматами и училась этой игре, одной из форм обучения было проигрывание партий великих мастеров. Я брала запись партии и начинала её проигрывать сама с собой, анализируя ходы противников, пытаясь понять их замыслы. Вот и тебе я предлагаю сделать то же самое. Если у тебя есть партнёр, то вы можете проиграть партию вдвоём. При этом после каждого хода вы сначала сделайте свой ход, а потом сравните его с тем, который был сделан в записи партии. Это очень помогает освоить различные тактические приёмы, научиться комбинационной игре.

В уроке № 9, где были рассмотрены классические дебюты, ты уже видел одну партию, приведённую полностью, это партия М. Чибурданидзе – В. Козловская. Там же было представлено начало партии Л. Псахис – Л. Любоевич. Это была сицилианская защита. Здесь я приведу партию полностью (буду записывать ходы в короткой форме; думаю, что ты уже вполне освоился с короткой записью ходов).

 

1. е4  с5  2. Kf3  d6  3. d4  cd  4. K:d4  Kf6  5. Kc3  g6  6. Ce3  Cg7  7. f3  0-0  8. Фd2  Kc6  9. g4  Ce6  10. 0-0-0  Лc8  11. h4  Ke5  12. h5  Фa5  13. hg  hg  14. g5  K:f3  15. K:f3  K:e4  16. Фh2  Лfd8  17. Cd4  f6  18. K:e4  Ф:a2  19. Cd3  Крf7  20. gf  ef  21. K:d6+

“Чёрные” сдались.

 

На рис. 1 ты видишь финальную позицию партии. Обрати внимание на вилку с шахом, сделанную последним ходом “белого” коня, на вилке оказалась ладья “чёрных” с8, а также пешка b7 (пешки – тоже не орешки!). Вот тебе пример “тройной” вилки с шахом. Попробуй доиграть партию до конца, то есть поставить мат. Если ты играешь с другом, тебе будет удобнее сделать это. Сначала ты можешь сыграть за “белых”, а потом за “чёрных”.

 

 

                                                        Рис. 1

 

Теперь я предложу тебе партию, сыгранную на чемпионате мира по шахматам в 1978 году  А. Карповым и В. Корчным. В этой игре был разыгран классический дебют, называемый “испанская партия”. Приведу запись партии и финальную позицию (рис. 2).

 

1. е4  е5  2. Кf3 Кс6  3. Сb5  a6  4. Ca4  Kf6  5. 0-0  K:e4  6. d4  b5  7. Cb3  d5  8. de  Ce6  9. Kbd2  Kc5  10. c3  g6  11. Фе2  Cg7  12. Kd4  K:e5  13. f4  Kc4  14. f5  gf  15. K:f5  Лg8  16. K:c4  dc  17. Cc2  Kd3  18. Ch6  Cf8  19. Лad1  Фd5  20. C:d3  cd  21. Л:d3  Фc6  22. C:f8  Фb6+  23. Крh1  Кр:f8  24. Фf3  Лe8  25. Kh6  Лg7  26. Лd7  Лb8  27. K:f7  C:d7  28. Kd8+

 

“Чёрные” сдались, так как мат неизбежен. Вся партия – прекрасный образец борьбы за инициативу. Особенно сильное впечатление производит игра “белых” в стадии атаки, начиная с шестнадцатого хода (партию комментировал международный гроссмейстер Е. Васюков).

Хочу обратить твоё внимание на запись хода Kbd2 или Лad1, это тот случай, когда на данное поле могут пойти оба коня или обе ладьи, поэтому здесь указывается вертикаль, с которой ходит фигура: для коня это вертикаль b, для ладьи – вертикаль а.

 

 

 

                                                        Рис. 2

 

В 1966 году проходил другой чемпионат мира по шахматам. За шахматную корону боролись Б. Спасский и Т. Петросян. В то время я только что научилась играть в шахматы, и с интересом изучала всё, что попадалось мне под руку, связанное с шахматами. Шахматной литературы у меня никакой не было, жила я тогда в деревне. А партии чемпионата мира печатались в какой-то центральной газете (возможно, в “Комсомольской правде”). Я переписывала их в тетрадь и потом изучала. Как ни странно, тетрадь эта у меня до сих пор сохранилась. Вот из этой тетради я приведу ещё одну партию. Итак, Спасский – Петросян, 23-ая партия.

 

1. е4  е6  2. d4  d5  3. Kc3  Kf6  4. Cg5  de  5. K:e4  Ce7  6. C :f6  C :f6  7. Kf3  Cd7  8. Фd2  Cc6  9. K:f6+  Ф:f6  10. Ke5  0-0  11. 0-0-0  Kd7  12. K:c6  bc  13. h4  Лab8  14. Лh3  c5  15. Фg5  cd  16. Ф:f6  K:f6  17. Л:d4  Лb7  18. Лb3  Л:b3  19. ab  Лa8  20. Лc4  Ke8  21. Лa4  Kd6  22. g3  Крf8  23. Cg2  Лc8  24. Л:a7  Кре7  25. Крd2  h6  26. с4  g5  27. hg  hg  28. Крc3  Крd7  29. b4  Лh8  30. b5  Лh2  31. Cc6+  Крd8  “Чёрные” сдались.

 

На рис. 3 изображена финальная позиция партии.

Очень интересный эндшпиль! Преимущество “белых” очевидно: у них хорошая позиция, лишняя пешка (проходная!), инициатива в данный момент в их руках. Таким образом, есть всё необходимое для победы. Однако мат здесь не так близок, как в предыдущей партии А. Карпов – В. Корчной. Попробуй продолжить игру и довести партию до мата. Как бы ты ответил, например, на 32. Ла8+? А может быть, этот ход “белых” не самый лучший? Поразмышляй! Это укрепит твои знания и умение вести правильную игру в эндшпиле. Проходную пешку ещё надо суметь провести, хотя она очень близка к крайней горизонтали. Здесь, как ты видишь, в атаке у “белых” слон и ладья (мы рассматривали взаимодействие этой пары), однако король “чёрных” не настолько незащищён, чтобы сразу заматовать его.в стадии атаки, начиная с шестнадцатого хода (партию комментировал международный гроссмейстер Е.  Корчнымзаписи партии.

 

 

 

                                                        Рис. 3

 

Ты видел во всех партиях, что участники игры не довели партии до мата, один из противников сдался, видя своё поражение. Я тебе уже говорила, что мастера в большинстве случаев поступают именно так. А нам тем самым оставлен хороший материал для размышлений, на котором можно прекрасно поучиться!

Пока завершаю этот урок. Возможно, я в дальнейшем приведу ещё несколько партий мастеров.

 

o        Урок № 14

o        Вернуться в шахматный клуб

 

Рейтинг@Mail.ru

На главную страницу

 

Сайт создан в системе uCoz