УРОК № 12
В
АТАКЕ СЛОН И ЛАДЬЯ
На прошлых
уроках мы рассмотрели взаимодействие коня и ладьи в завершающей атаке, ведущей
к мату. Здесь рассказывается о другой паре: “слон - ладья”. На рис. 1 ты видишь
два матовых финала, в которых действует эта пара.
Рис.
1
В
партии Шпильман – Хенлингер (
1. Ке7+ Ф:е7 2. Ф:h7+ Кр:h7 3. Лh5+ Крg8 4. Лh8х
В этой
комбинации “белые” трижды применили тактический приём, называемый “освобождением поля”. Сначала они пожертвовали
коня, закрывавшего пятую горизонталь, затем ударом Ф:h7+ освободили для ладьи вертикаль h, и в заключение ходом Лh5+ открыли диагональ а1-h8 слону b2.
Прекрасная комбинация! Ради победы принесены в жертву конь и
ферзь.
Рис.
2
Не только на
большой, но и на короткой диагонали слон вместе с ладьёй может поставить короля
противника в безвыходное положение. В этих случаях финальные матовые позиции
могут выглядеть так, как показано на рис. 3.
Рис.
3
Интересная
атака с использованием для завершающего удара ладьи, поддерживаемой слоном,
была проведена “белыми” в партии Притчит – Малуф (
1. Сh6 Сg7 2. Ф:f7+ Л:f7 3. Ле8+ Сf8 4. Л:f8х
Красивая атака!
Смотри: вторым ходом “белые” пожертвовали ферзя, в результате этого
образовалась связка – ладья “чёрных” f7 оказалась
связанной слоном b3. Опять
жертва ферзя во имя победы!
Рис.
4
Мат ладьёй и
слоном по рассмотренной схеме встречается не только при атаке на позицию
рокировки, но и на застрявшего в центре короля. Вот одна из таких партий: Макцуский – Колиш (
1. Фd8+ Кр:d8 2. Сg5+ Кре8 3. Лf8х
Обрати внимание: вторым ходом был сделан “вскрытый”
и “двойной” шах (от слона g5 и от ладьи
d1)! Если от
угрозы ладьи d1 “чёрный”
король мог бы закрыться конём е4 или слоном с8, то
остаётся ещё шах от слона g5. Этого
слона “чёрные” тоже могли бы взять конём или ферзём, не будь при этом ещё шаха
от ладьи. Вот какая сила в “двойном” шахе! Король “чёрных” вынужден отступить
на единственно возможное поле е8. И, наконец, в бой вступила третья фигура “белых”
– ладья d1, которая и
нанесла “смертельный” удар.
В этой
позиции, конечно, положение “чёрного” короля крайне неблагоприятно: он совсем
открыт, совершенно свободна вертикаль d, на которой
сосредоточились мощные ударные силы противника. Всё это и привело к
стремительной атаке “белых”, приведшей их к победе. Старайся не ставить своего
короля в такое положение – оставлять его совсем открытым и незащищённым.
Рис.
5
В заключение
реши задачу на закрепление рассмотренного тактического приёма: “белые” начинают
и выигрывают (рис. 6).