УРОК № 10

 

    СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

 

Тебе знакомы эти слова? Думаю, что да. Однако поговорим об этом подробнее, применительно к шахматной игре. В словаре есть даже такое специальное словосочетание – стратегия шахматной игры. Это – “принципы ведения шахматной игры” (Словарь русского языка.М.: Русский язык, 1988). Что под этим понимается? Ну, например, игрок может выбрать в игре наступательную или оборонительную стратегию. Одни предпочитают всё время атаковать, придумывают комбинации, ведущие к большим жертвам в рядах противника. Принцип этих игроков: “Лучшая защита – нападение”. Другие любят играть, не делая резких, атакующих выпадов, а защищаясь от нападений противника. Другой пример: вести или не вести игру до победного конца, то есть до мата. Некоторые игроки упорно сопротивляются до конца, не сдаются, хотя не имеют никаких шансов на выигрыш. Их принцип – “бороться до конца”. Здесь можно рассчитывать на ошибку противника, и инициатива может перейти к другому игроку. Многие шахматисты, в особенности мастера, не делают этого, не ведут бессмысленное сопротивление и сдаются. Ещё пример: неопытные игроки ведут игру “одиночного хода”, а мастера предпочитают комбинационную игру, то есть они придумывают и реализуют комбинации из 3-5 ходов, ведущие к выигрышу фигуры противника, или к сильному ослаблению его позиций, или к лишению возможности рокировки и т. д.

А что такое тактика шахматной игры? Ну, тут всё очень понятно. Это – совокупность разных приёмов и способов ведения игры. Например, владеешь ли ты приёмами провести проходную пешку. Или можешь ли ты  заматовать короля, если у тебя, скажем, остались только конь и ладья. Это всё – тактика. В моей подшивке есть много публикаций из журнала “Наука и жизнь”, которые были объединены рубрикой “Школа тактического мастерства” (автор статей мастер спорта В. Хенкин, было это опубликовано в 1979-1980 гг.). Кое-что из этих публикаций я расскажу на этом и следующих уроках.

Самый удивительный мат “умеют” поставить конь и ладья, взаимодействуя друг с другом. Это очень мощная и грозная пара, особенно в эндшпиле. На рис. 1 показано положение фигур в так называемом “арабском мате”. Чтобы поставить такой красивый мат, надо умело вести коня и ладью, загоняя при этом короля противника в угол.

 

 

                                                        Рис. 1

 

 

На рис. 2 приведена позиция, которая, конечно, не является игровой (то есть придумана). Но на ней хорошо видно, какой ход должен сделать конь “белых”, чтобы мат “чёрному” королю был неотвратим. Найди этот ход сам!

 

 

                                                        Рис. 2

 

 

А вот уже реальная партия. На рис. 3 изображена позиция в партии Барковский – Корчной (1969 г.). Здесь тоже возможен смертоносный ход “белого” коня, но очередь хода за “чёрными”. Гроссмейстер Корчной предложил ничью, имея в виду предотвратить угрозу мата от коня и ладьи ходом Сd6. Барковский ничью принял, однако, проанализировав дальнейшее развитие событий после хода чёрных Сd6, был весьма огорчён тем, что упустил победу. В самом деле, вот как могло бы сложиться продолжение партии:

1. Кf6  Фа1+  2. Крh2  С:f4+  3. g3  C:g3+  4. Крg2

“Белый” король уходит от шахов, а механизм “ладья плюс конь” продолжает действовать безотказно.

 

 

                                                        Рис. 3

 

 

В партии УргеануАнастасид (1949 г.) “чёрная” пешка f7, защищённая ферзём а2, преграждает путь ладье “белых” (рис. 4). Кроме того, “белые” не могут с выгодой использовать механизм открытого шаха  по большой диагонали, так как их ферзь находится под ударом ладьи d8. “Белые”, однако, нашли великолепный ход – 1. Сd5! Двойное перекрытие – перекрывается действие ферзя  а2 и ладьи d8. Далее последовало: 1. …  Л:d5  2. Л:f7. “Чёрные” сдались, так как мат от пары “конь-ладья” уже неотвратим.

 

 

                                                        Рис. 4

 

И, наконец, ещё одна партия, в которой мат был поставлен тоже конём и ладьёй. На рис. 5 изображена позиция из партии Винтер – Колле (1930 г.). Ход “чёрных”. Посмотри, как виртуозно “чёрные” провели атаку конём и ладьёй! Уже на четвёртом ходу поставлен мат.

 

1.     Кf3  2. d5  Фh4  3. h3  Ф:h3+  4. gh  Лg

 

Ты можешь спросить, почему “белые” сразу не убили атакующего коня пешкой g2? Потому что тогда грозило Фg5 и мат следующим ходом.

 

 

                                                        Рис. 5

 

 

В заключение одна задача на закрепление рассмотренного тактического приёма. На рис. 6 изображена позиция. “Чёрные” начинают и выигрывают.

 

 

                                                        Рис. 6

 

                                                     ________

 

 

Итак, дорогой друг, ты изучил десять уроков шахматной игры. Помогли ли они тебе освоиться с игрой? Напиши мне. Какие темы ты ещё хотел бы увидеть на этой странице? Нужны ли тебе ответы к приведённым задачам? Ты можешь писать в Гостевую книгу сайта, а также по адресу natalimak1@mail.ru

Жду твоих писем!

 

 

Рейтинг@Mail.ru

На главную страницу

 

Сайт создан в системе uCoz