СБОРНИК ШАХМАТНЫХ ЗАДАЧ
Сегодня, 31 декабря 2006 года, я начинаю составлять
сборник шахматных задач. На протяжении всех уроков ты встречал много разных
задач. Но в моей подшивке осталось ещё очень много интересных задач, которые я и хочу включить в этот сборник. Начну с двухходовок. Так называют задачи, которые формулируются: мат в два хода. Во всех этих задачах начинают “белые”. Мне такие задачи
нравятся больше всех других, потому что решать их, как правило, не очень
сложно: надо видеть всего на два хода вперёд. Просчитать все варианты первого
хода “белых”, затем все варианты ответа “чёрных”, а вторым ходом “белые” уже
должны ставить мат. Задачи даются в виде записи позиции с помощью шахматной нотации. Ты уже несколько раз встречал такие записи
позиций на предыдущих уроках. По записи позиции расставь фигуры на шахматной
доске и решай задачу.
Итак,
“белые” начинают и дают мат в два хода.
Задача
№ 1. Д. И. Ульянов (
“Белые”: Крf3, Фа7, Лd8, Сh3, пп b5, с3; “чёрные”: Кре5, Кс8, Се7, пп с5, d5.
Автор задачи
– брат В. И. Ленина. В семье Ульяновых все увлекались шахматами.
Задача
№ 2. Р. Лермэ (
“Белые”: Кре6, Фе2; “чёрные”: Кре8, Се1.
Здесь я хочу
обратить твоё внимание на так называемый ложный
след в решении задач. На одном из уроков встречалось это понятие. Ложный
след – это неправильный ход, который обычно “лежит на поверхности”, первым
бросается в глаза. Однако у этого хода есть опровержение – ответный ход
“чёрных”, который не даёт возможности “белым” поставить мат следующим ходом. Поэтому
не упускай из виду никакой ответ “чёрных” на твой первый ход в решении задачи.
Например, в этой задаче даже два ложных следа – 1. Фb2
опровергается 1. … Сb4, 1. Фh2 опровергается 1. … Сh4.
Задача
№ 3.
“Белые”: Кре4, Фс1, Са5, Сd1, Кb4, пешка b3; “чёрные”: Крс3, Ка1,
пешка с2.
Задача
№ 4. Д. Духан (
“Белые”: Крс7, Фе2, Са2, Лb3, Лd6, Кf6, Кh3, пп а3, b4, d7, е4; “чёрные”:
Кре5, Ка7, Кh2, Сg2, Лh5, Лh7, пп d4, h4.
Задача
№ 5. Ж. Морис (
“Белые”: Крb8, Фg6, Лb5, Лh4, Сb4, Сf1, Кс1, Кf2, пешка а4; “чёрные”:
Крс4, Фе2, Сd4, Сh7, Ке8, Кg1 Лf6, пешка b6.
Задача
№ 6. В. Руденко (
“Белые”: Кра8, Фf1, Лс1, Лd8, Са6, Сd6, Кd3, пп е3, f2; “чёрные”: Крd2, Фg7, Са4, Лb5, Лh4, пп b7, с3, е7, f5.
Задача
№ 7.
“Белые”: Крd8, Ка6, Сh1, пешка с5; “чёрные”: Кра8, пп а7, b7.
Задача
№ 8.
“Белые”: Кре2, Фе1, Ле3, пешка е7; “чёрные”:
Кре8, пп d7, f7.
Задача
№9.
“Белые”: Крf2, Фf1, Лf3, пешка f7; “чёрные”:
Крf8, пп е7, g7.
Интересно заметить, что эта задача
получается из предыдущей, если сдвинуть всю позицию на
одно поле вправо.
Задача
№ 10. В. Шинкман.
“Белые”: Крb6, Фh7, Сb3, Кb5, Кd5; “чёрные”:
Кре6, пп d7, е5, f7.
Вот и все двухходовки.
Замечу, что здесь не повторяются те двухходовки,
которые были приведены на уроках. Если ты уже решил их, тогда приступай к
решению приведённых здесь задач. Желаю успехов!
Примечание. Я не даю
ответов к задачам по педагогическим соображениям: ответы иногда мешают найти
решение самостоятельно. Многие спешат заглянуть в ответ, хотя порой решение
задачи совсем простое. Запомни: только самостоятельное решение задач будет
способствовать твоему совершенствованию в игре. Даже если задача не сразу
поддаётся, не отчаивайся. Попробуй взглянуть на неё в другой раз. Иногда свежий
взгляд на позицию вдруг приводит к правильной мысли.
ДОБАВЛЕНИЕ (4 марта
Недавно наткнулась на форум, где есть тема о
шахматах. Там есть одна картинка с моего клуба. А я тоже решила с этого форума
взять одну задачу, которая как раз является двухходовкой.
Да ещё задача приведена в виде очень интересной картинки, на которой сразу
показан первый ход “белых”. Вот ссылка на этот форум:
http://formula1.od.ua/forum/index.php?showtopic=152
А это задача:
На картинке ферзь “белых” будет перемещаться туда-сюда
(оригинально!). Это показывается первый ход “белых”. В начальной позиции ферзь
стоит на поле g3.
________
Теперь привожу трёхходовки.
Это, как ты, наверное, уже догадался – мат в три хода. Такие задачи решать
несколько сложнее, так как надо уже просчитать три хода. Но сложнее – значит,
интереснее! Начинают во всех трёхходовках тоже
“белые”. Несколько трёхходовок было приведено на
уроках. Начни с них. Я продолжаю нумерацию задач, она будет сквозной во всём
сборнике.
Итак:
“белые” начинают и дают мат в три хода.
Задача
№ 11. О. Вюрцбург
(
“Белые”: Крd5, Фg4, Сh4; “чёрные”:
Крf1.
Задача
№
“Белые”: Крh5, Фе4, Кb6, Сf5, Сg3; “чёрные”:
Крd1, Сb4, Кb1, Кb2, Лс1 пешка f4.
Задача
№
“Белые”: Крb5, Фg3, Сd6, Сg6, Кf7, Кg8, Лf6, пешка с5; “чёрные”: Крd5, Фh2, Ла7, Лf2, Сf8, Сh1, пп а5, b3, b6, d3, d4, е3, e7.
Задача
№ 14. Р. Гарро (
“Белые”: Крd6, Фd1; “чёрные”: Крd8, Кd7.
Задача
№ 15. А. Грин (
“Белые”: Кра4, Лb8, Лg3, Се8, Сh4, Кg4, пешка d5; “чёрные”: Крg7, Ла6, Сс7, пп а5, с2, h5, h6, h7.
Задача
№
“Белые”: Крg3, Фс2, Лd6, Ке4, пп b5, d7, f2, f6, g4, h6; “чёрные”:
Кре5, Фh7, Ла7, Лb7, Кh3, пп а3, b4, b6, е3, f7.
Задача
№
“Белые”: Крh8, Фс1, Ка8, Лf5, Сh4, пп b2, b4, с4, d3, d5; “чёрные”:
Крd6, Се1, Лg1, пп а7, d4, d7, е3, е5, g2, g3, h3.
Задача
№
“Белые”: Крс3, Фb2, Сb3, Сb4, пп d7, е4, f2, g5; “чёрные”:
Крg7, Фh1, Ла8, Лh6, Cb1, Сh8, Кf1, пп а6, b7, d3, е3, f4, g6, h7.
Задача
№
“Белые”: Крh1, Фе1, Ка6, Ке5, Сb7, Сg5, пп b3, d2, f5, g6; “чёрные”:
Крd6, Ка1, Лb4, Лg7, Сb6, пп а7, d7, h4.
Задача
№ 20.
“Белые”: Крd8, Ка6, Сh1; “чёрные”:
Кра8, пп а7, b7.
Задача
№ 21.
“Белые”: Крd8, Фd3, Сс3, пешка g4; “чёрные”: Крf4, пп g5, g6.
Задача
№ 22. Ж. Морис (
“Белые”: Крh7, Фс1, Са2, Сс7, Ка4, Кh1, Лd8, Лg5, пп е2, е3, h5, h6; “чёрные”:
Кре4, Фа7, Ла3, Лh3, Сb1, Сg1, Кс2, Кс4,
пп а5,b2, b7, e7.
Задача
№ 23. Н. Валдштейн
(
“Белые”: Крс8, Са6, Сh2, Ка8, Кd5, Лd3, Лd8, пп а4, b3, b5; “чёрные”:
Крс5, Ке2, Лf3, Сg3, пп а7, b4, b6, с3, d4.
Задача
№ 24. К. Гумунди
(
“Белые”: Крd1, Фh4, Лс3, Ле1, Сс6, Cf4, Ке5, Кf7, пп b3, с5, d2, g3, g5; “чёрные”:
Крd4, Фb8, Лb4, Сf2, Сh7, Кg4, Кh6, пешка е4.
Задача
№
“Белые”: Кре7, Фb3, Лс2, Ке2,
пп с4, f3; “чёрные”: Крс5, Сb1, пп а3, а6, е6, f4.
Задача
№ 26. С Лойд (
“Белые”: Кре1, Лf1, Лh1, пешка g3; “чёрные”:
Крg2.
Задача
№
“Белые”: Крd7, Фg3, Kc3,
пп e5, f2, g2,
g6; “чёрные”: Крf5, Ka8, пп b6, c4, c5, d3, d6, h5, h7.
Задача
№ 28.
Эта задача из старинной шахматной книги Висента, о которой
очень подробно и интересно было написано в журнале “Наука и жизнь” (№ 8,
“Белые”: Кре4, Ла4, Лg4; “чёрные”:
Кре6.
________
Теперь
предлагается несколько этюдов. Этюдам был посвящён урок № 19. Поэтому ты
хорошо знаешь, что такое шахматный этюд. Не буду здесь это повторять.
Итак:
ЭТЮДЫ
Задача
№
“Белые”: Крf6, Ла2, Лf1; “чёрные”:
Крg8, Фе8. Выигрыш.
Задача
№ 30. А. Грин.
“Белые”: Крg5, Лg1, Лg2; “чёрные”:
Крh8, Фf8, Са2, пешка е4. Выигрыш.
Задача
№ 31. Н. Кралин.
“Белые”: Крf7, Лb8, Ле7, Сh8, пп с3, е2; “чёрные”:
Крg2, Кb5, Кс7, пешка f2. Выигрыш.
Задача
№ 32. В. и М. Платовы (
“Белые”: Крg3, Се7, Кg1 пп d3, h5; “чёрные”:
Кре3, пп а2, d5, h7. Выигрыш.
В. И. Ленин
писал своему брату Д. И. Ульянову: “Дорогой Митя! Получив твою задачку, я
чуточку “раззадорился” на шахматы, – а то было совсем, совсем всё перезабыл. Не
играл, кажись, год, а всего за последние годы сыграл несколько “гусарских” и полугусарских партий. Задачку твою я решил легко… А вот в “Речи” увидал сегодня этюд, который решил не сразу
и который мне очень понравился. Положение такое: ... Белые начинают и
выигрывают. Красивая штучка!..” (Письмо от 17 февраля
Это как раз о
приведённом этюде Платовых написано. А задача Д. И. Ульянова, о которой пишет
Ленин, приведена в двухходовках (задача № 1).Она
действительно решается легко.
Задача
№ 33. И. Бергер
(
“Белые”: Крg8, Лg7; “чёрные”: Крh1, Фf6. Ничья.
Задача
№ 34. В. Селезнев (
“Белые”: Крh5, Ла7, пп f5, g6, h4; “чёрные”: Крh8, Лf8, пп b3, d3, g7, h6. Выигрыш.
Задача
№
“Белые”: Крg3, Са3, пп b5, d2, е4; “чёрные”: Кре5, Кg5, Кg8, пешка d7. Выигрыш.
Задача
№
“Белые”: Крb1, Фf5, Кg4; “чёрные”:
Крh3, Фе7, Кс5, пп а4, с6. Выигрыш.
Это самый знаменитый этюд
Леонида Ивановича Куббеля (1891-1942) – советского
шахматного композитора, который опубликовал около 300 шахматных этюдов и задач,
причём только высшими наградами на международных и отечественных конкурсах было
отмечено 120 произведений – рекорд, который долго не могли превзойти
современные составители шахматных задач (см. журнал “Наука и жизнь”, № 9,
Задача
№ 37. А. П. Гуляев (
“Белые”: Кра8, Сf2, пп f6, h2, h5; “чёрные”: Крf4, Ла4, Сс1, пешка а7. Выигрыш.
Задача
№ 38. К. Карльс
(
“Белые”: Крh4, Кf8, Сh1, пп а4, b3, с2, е3, f2, f4, h7; “чёрные”: Крh8, Сf5, пп а5, а6, b4, с3, е4, f3, f6. Выигрыш.
Задача
№ 39. “
“Белые”: Крd4, Сd3, Сh6, Кf8; “чёрные”: Кра1, пп а2, b3. Выигрыш.
Задача № 40. Р. Рети
(
“Белые”: Крh7, Фf6, пп b3, с3, е4, g5; “чёрные”: Кре8, Лf8, Сh2, пп b5, d6, f7. Выигрыш.
Этот этюд был удостоен высшего приза на конкурсе московского
журнала “Шахматы” в
Задача
№ 41. В. Смыслов (
“Белые”: Кра3, Кb5, Ле1, пп а2, d2, е4, h7; “чёрные”:
Крс8, Фg7, Сg1, пп а7, с4, с5, d7. Выигрыш.
Задача
№ 42. В. Смыслов (
“Белые”: Крh5, Сd2, Кg6, пп b7, f6, g5; “чёрные”: Крf7, Кd3, Сh2, пп а3, d4, g7. Ничья.
Задача
№ 43. В. Смыслов (
“Белые”: Крс1, Лd1, Сf1, пп а2, с6, е4,
f4; “чёрные”:
Крf8, Лb8, Се6, пп а6, с4, с5,
f7, g6. Выигрыш.
Задача
№ 44. В. Смыслов (
“Белые”: Кра5, Сс2, Кd2, пп а6, d3, f5, g6, h4, h5; “чёрные”: Кра8, Сf2, пп а2, а7, b2, d4, h6. Выигрыш.
Задача № 45. В. Смыслов (
“Белые”: Крh6, Сb2, пп а2, f3, g2, h5; “чёрные”:
Крh4, Ла8, пп а5, е7, f5, g3, g4. Ничья.
Задача
№ 46. В. Смыслов (
“Белые”: Крf5, Се1, пп а5, с5, d5; “чёрные”: Крс8, Сd4, пп а6, b7, с3. Ничья.
Задача
№ 47. В. Смыслов (
“Белые”: Кре6, Сh2, пп с6, g5, h6; “чёрные”:
Кре8, Ла8, Сd8, пп а4, а6, h7. Выигрыш.
Задача
№ 48. В. Смыслов (
“Белые”: Кре5, Сс7, пп g4, g7; “чёрные”:
Крh6, Сh7, пп d4, f7. Выигрыш.
Задача
№ 49. В. Смыслов (
“Белые”: Крd8, Сb2, пп b6, с2; “чёрные”: Крg2, Ке7, пп а4, а7, f4, f7. Ничья.
Коллекция этюдов В. Смыслова
(экс-чемпиона мира по шахматам), многие из которых даны с решениями, взята из
журнала “Наука и жизнь”, № 9,
Задача
№ 50. С. Каминер
(
“Белые”: Кра1, Се8, пп b5, f5; “чёрные”:
Крf3, Сd1, Лf4. Ничья.
Задача
№ 51. А. Троицкий (
“Белые”: Кре5, Са7, пешка а6; “чёрные”:
Крb5, Лс6, пп b7, с7. Ничья.
Очень красивый этюд! “Белая” пешка в двух шагах от превращения в
ферзя, и, кажется, что у “чёрных” нет спасения. Однако они превосходно делают
пат!
Задача
№ 52. Т. Горгиев (
“Белые”: Крd5, Лf6, Сf7, пп а3, b7; “чёрные”: Кра7, Лb4, Сd4, пп е4, с7. Выигрыш.
В. Смыслов в своей статье “Коллекция этюдов” отмечает, что в
данном этюде за 40 лет до него была реализована та же идея, которую он заложил
в свой этюд (см. задачу № 48). Так он оказался невольным плагиатором.
Рекомендую решить эти два этюда параллельно.
Задача
№
“Белые”: Кра3, Лh7, Кh1, пп b7, g7; “чёрные”:
Кре2, Лg2, Сс7, пешка с4. Выигрыш.
________
Осталось
поместить в сборник все прочие задачи. В этих задачах также предполагается, что
начинают “белые”, если не оговорено обратное: начинают “чёрные”. Я затрудняюсь
решать такие задачи, как например: мат в 11 ходов. Это не так-то просто –
просчитать 11 ходов “белых” и 10 ответов “чёрных”. Но такие задачи существуют,
значит, их тоже надо учиться решать. Проще, конечно, – мат в 4 хода или в 7
ходов. Хотя тоже сложнее, чем двухходовки и трёхходовки. Можно было выделить ещё задачи “мат в 4 хода”,
называемые четырёхходовками, но их не так много, и я
включила их в разные задачи.
Итак:
разные задачи.
Задача
№ 54. Р. Тавариани
(
“Белые”: Крg7, Фе7, Ла2, Кb1, Сg1, пп с2, е3, е4,
g2; “чёрные”:
Крb4, Фа6, Са5, Сf1, Ла7, Кс5,
Кh4, пп b5, b6, b7, с3, с4, f5, h3. Мат в 7 ходов.
Задача
№ 55. А. Грин (
“Белые”: Крf8, Лh6; “чёрные”: Крh8, Ка7, пешка h7. Мат в 4 хода.
Задача
№ 56. В. Л. Омелянский
(
“Белые”: Кра4, Лс7, Лh7, Cd3, пп а3, с5, е4;
“чёрные”: Кре6, Фf8, Са2, Сh6, Kd4, пешка е5. Ничья.
Задача
№ 57. В. Шпекман (
“Белые”: Крf6, Фd2; “чёрные”: Кре8, Лh8. Мат в 11 ходов.
Задача
№
“Белые”: Крb8, Фh7, Ке5, Кg8; “чёрные”:
Крf8, Кa8, Ке8, пп b6, d2, е6, g7. Мат в 4 хода.
Задача
№
“Белые”: Крс7, Фе4, Кd7, Ке2, пешка g3; “чёрные”:
Крd2, пп b5, g6. Мат в 4 хода.
Задача
№
“Белые”: Крf3, Фd1, Са5, пп c2, f2, g2; “чёрные”:
Кра4, Фg8, Кf8, пп b7, d7, е5, g7. Выигрыш.
Задача
№ 61.
“Белые”: Крg1, Фd2, Лd1, пп а4, b5, с6, h3; “чёрные”: Крb8, Фg3, Лf8, пп а5, b6, g2, h7. Чёрные начинают и выигрывают.
Задача № 62.
“Белые”: Крd8, Кa6, Сh1; “чёрные”:
Кра8, пешка b7. Мат в 4 хода.
Задача
№ 63.
“Белые”: Крh1, Фg4, Сс3, Лf1, Лg3, пп а3, b2, d3, f4, g2, h2; “чёрные”: Крh8, Фс7, Сd5, Сd6, Лd8, пп а6, b5, е6, f6, g7, h7. Мат в 4 хода.
Задача
№ 64.
“Белые”: Крg1, Фd1, Ла1, Ле1, Сb2, Сd3, Кg5, пп а3, b3, g2, g3, h3; “чёрные”:
Крg8, Фа5, Сb7, Сh6, Кс6, Лс8, Лe8, пп а6, b5, d5, е6, g6, h7. Мат в 4 хода.
Задача
№ 65.
“Белые”: Крh3, Фh1, Кf2, пп е5, f6, h6; “чёрные”:
Крd2, Фf4, Сd3, Кe3, пешка d4. Мат в 4 хода.
Задача № 66.
“Белые”: Крb7, Ка2, Ка7, Сd1, пп b3, d2; “чёрные”:
Кра5, Сd6, пп d3, f7. Мат в 4 хода.
Задача
№ 67.
Эта и две следующие задачи
взяты из старинной шахматной книги Висента, о которой говорилось в
задаче № 28. В те далёкие времена были широко распространены задачи с
дополнительными условиями, когда мат нужно было дать обязательно на
определённое поле или какой-то определённой фигурой!
“Белые”: Крg6, Лс1, Сf2, Кg4; “чёрные”: Крh8. Мат в 6 ходов на поле d5 (уточню это
условие: король “чёрных” должен получить мат, находясь на поле d5).
Задача
№ 68.
“Белые”: Крс6, Кb5, Кd5, пп а5, с5; “чёрные”:
Кра8. Мат в 7 ходов пешками (!), чтобы одна пешка дала шах, а другая мат.
Задача
№ 69.
“Белые”: Крс6, Фd7, Ле7, пп а6, b5; “чёрные”: Кра8, пешка а7. Мат в 10 ходов, обязательно пешкой (!).
Эта задача самая сложная, поэтому
приведу первые четыре хода решения: 1. Ле4 Крb8 2. Ла4 Кра8 3. Ла5 Крb8 4. Фс7+ Кра8. Дальше решай
сам.
Вот какие сложные задачи были в
старинной шахматной книге!
Задача
№ 70. Н. Шатько
В заключение не совсем обычная задача. В ней тебе придётся как бы участвовать и в составлении самой задачи, а
не только в решении. Дана некоторая позиция (запись позиции приведена дальше).
Тебе предлагается поставить любые две ладьи (из двух “белых” и двух “чёрных”)
на поля е5 и g5, так чтобы “белые”
начинали и давали мат:
а) в два
хода;
б) в три
хода;
в) в четыре
хода.
Таким
образом, ты составишь три задачи, по-разному поставив ладьи на два указанные
поля. Предложи затем решить эти задачи своим друзьям.
Позиция: “Белые”:
Крf8, Кf7, пп d3, f2, h3; “чёрные”: Крf6, Ке3, Кg3, пп d4, d5, е6, f5, g6, h4, h5.
________
Если тебе понравилось решать шахматные задачи, могу
рекомендовать книгу А. Грина «Знаменитые композиции» - М.: издательство
“Физкультура и спорт”,
Наверное, есть много других
подобных книг. Поищи!
А может быть, ты
захочешь стать шахматным композитором? Это очень интересное занятие! Недаром им
увлекались не только гроссмейстеры и просто шахматисты, но и писатели,
например, В. В. Набоков, и другие известные деятели культуры, истории.
Например, любил составлять шахматные задачи младший брат В. И. Ленина Дмитрий.
Когда ты научишься хорошо играть и решишь все предложенные здесь задачи (а их,
вместе с задачами, которые приведены в уроках, около 100), можешь
смело приступать к составлению задач. Желаю тебе успехов!