СБОРНИК  ШАХМАТНЫХ ЗАДАЧ

 

Сегодня, 31 декабря 2006 года, я начинаю составлять сборник шахматных задач. На протяжении всех уроков ты встречал много разных задач. Но в моей подшивке осталось ещё очень много интересных задач, которые я и хочу включить в этот сборник. Начну с двухходовок. Так называют задачи, которые формулируются: мат в два хода. Во всех этих задачах начинают “белые”. Мне такие задачи нравятся больше всех других, потому что решать их, как правило, не очень сложно: надо видеть всего на два хода вперёд. Просчитать все варианты первого хода “белых”, затем все варианты ответа “чёрных”, а вторым ходом “белые” уже должны ставить мат. Задачи даются в виде записи позиции с помощью шахматной нотации. Ты уже несколько раз встречал такие записи позиций на предыдущих уроках. По записи позиции расставь фигуры на шахматной доске и решай задачу.

 

Итак, “белые” начинают и дают мат в два хода.

 

Задача № 1. Д. И. Ульянов (1909 г.)

“Белые”: Крf3, Фа7, Лd8, Сh3, пп b5, с3; “чёрные”: Кре5, Кс8, Се7, пп с5, d5.

 

Автор задачи – брат В. И. Ленина. В семье Ульяновых все увлекались шахматами.

 

Задача № 2. Р. Лермэ (1923 г.)

“Белые”: Кре6, Фе2; “чёрные”: Кре8, Се1.

 

Здесь я хочу обратить твоё внимание на так называемый ложный след в решении задач. На одном из уроков встречалось это понятие. Ложный след – это неправильный ход, который обычно “лежит на поверхности”, первым бросается в глаза. Однако у этого хода есть опровержение – ответный ход “чёрных”, который не даёт возможности “белым” поставить мат следующим ходом. Поэтому не упускай из виду никакой ответ “чёрных” на твой первый ход в решении задачи. Например, в этой задаче даже два ложных следа – 1. Фb2 опровергается 1. … Сb4, 1. Фh2 опровергается 1. … Сh4.

 

Задача № 3.

“Белые”: Кре4, Фс1, Са5, Сd1, Кb4, пешка b3; “чёрные”: Крс3, Ка1, пешка с2.

 

Задача № 4. Д. Духан (1975 г.)

“Белые”: Крс7, Фе2, Са2, Лb3, Лd6, Кf6, Кh3, пп а3, b4, d7, е4; “чёрные”: Кре5, Ка7, Кh2, Сg2, Лh5, Лh7, пп d4, h4.

 

Задача № 5. Ж. Морис (1975 г.)

“Белые”: Крb8, Фg6, Лb5, Лh4, Сb4, Сf1, Кс1, Кf2, пешка а4; “чёрные”: Крс4, Фе2, Сd4, Сh7, Ке8, Кg1 Лf6, пешка b6.

 

Задача № 6. В. Руденко (1975 г.)

“Белые”: Кра8, Фf1, Лс1, Лd8, Са6, Сd6, Кd3, пп е3, f2; “чёрные”: Крd2, Фg7, Са4, Лb5, Лh4, пп b7, с3, е7, f5.

 

Задача № 7.

“Белые”: Крd8, Ка6, Сh1, пешка с5; “чёрные”: Кра8, пп а7, b7.

 

Задача № 8.

“Белые”: Кре2, Фе1, Ле3, пешка е7; “чёрные”: Кре8, пп d7, f7.

 

Задача №9.

“Белые”: Крf2, Фf1, Лf3, пешка f7; “чёрные”: Крf8, пп е7, g7.

Интересно заметить, что эта задача получается из предыдущей, если сдвинуть всю позицию на одно поле вправо.

 

Задача № 10. В. Шинкман.

“Белые”: Крb6, Фh7, Сb3, Кb5, Кd5; “чёрные”: Кре6, пп d7, е5, f7.

 

Вот и все двухходовки. Замечу, что здесь не повторяются те двухходовки, которые были приведены на уроках. Если ты уже решил их, тогда приступай к решению приведённых здесь задач. Желаю успехов!

 

Примечание. Я не даю ответов к задачам по педагогическим соображениям: ответы иногда мешают найти решение самостоятельно. Многие спешат заглянуть в ответ, хотя порой решение задачи совсем простое. Запомни: только самостоятельное решение задач будет способствовать твоему совершенствованию в игре. Даже если задача не сразу поддаётся, не отчаивайся. Попробуй взглянуть на неё в другой раз. Иногда свежий взгляд на позицию вдруг приводит к правильной мысли.

 

ДОБАВЛЕНИЕ (4 марта 2009 г.)

 

Недавно наткнулась на форум, где есть тема о шахматах. Там есть одна картинка с моего клуба. А я тоже решила с этого форума взять одну задачу, которая как раз является двухходовкой. Да ещё задача приведена в виде очень интересной картинки, на которой сразу показан первый ход “белых”. Вот ссылка на этот форум:

http://formula1.od.ua/forum/index.php?showtopic=152

 

А это задача:

 

 

 

На картинке ферзь “белых” будет перемещаться туда-сюда (оригинально!). Это показывается первый ход “белых”. В начальной позиции ферзь стоит на поле g3.

                                                                           ________

 

Теперь привожу трёхходовки. Это, как ты, наверное, уже догадался – мат в три хода. Такие задачи решать несколько сложнее, так как надо уже просчитать три хода. Но сложнее – значит, интереснее! Начинают во всех трёхходовках тоже “белые”. Несколько трёхходовок было приведено на уроках. Начни с них. Я продолжаю нумерацию задач, она будет сквозной во всём сборнике.

 

Итак: “белые” начинают и дают мат в три хода.

 

Задача № 11. О. Вюрцбург (1905 г.)

“Белые”: Крd5, Фg4, Сh4; “чёрные”: Крf1.

 

Задача № 12. М. Хавель (1916 г.)

“Белые”: Крh5, Фе4, Кb6, Сf5, Сg3; “чёрные”: Крd1, Сb4, Кb1, Кb2, Лс1 пешка f4.

 

Задача № 13. Л. И. Лошинский (1973 г.)

“Белые”: Крb5, Фg3, Сd6, Сg6, Кf7, Кg8, Лf6, пешка с5; “чёрные”: Крd5, Фh2, Ла7, Лf2, Сf8, Сh1, пп а5, b3, b6, d3, d4, е3, e7.

 

Задача № 14. Р. Гарро (1923 г.)

“Белые”: Крd6, Фd1; “чёрные”: Крd8, Кd7.

 

Задача № 15. А. Грин (1975 г.)

“Белые”: Кра4, Лb8, Лg3, Се8, Сh4, Кg4, пешка d5; “чёрные”: Крg7, Ла6, Сс7, пп а5, с2, h5, h6, h7.

 

Задача № 16. Л. Б. Залкинд (“Новое время”, 1909 г.)

“Белые”: Крg3, Фс2, Лd6, Ке4, пп b5, d7, f2, f6, g4, h6; “чёрные”: Кре5, Фh7, Ла7, Лb7, Кh3, пп а3, b4, b6, е3, f7.

 

Задача № 17. Л. Б. Залкинд (“Одесский листок”, 1913 г.)

“Белые”: Крh8, Фс1, Ка8, Лf5, Сh4, пп b2, b4, с4, d3, d5; “чёрные”: Крd6, Се1, Лg1, пп а7, d4, d7, е3, е5, g2, g3, h3.

 

Задача № 18. Л. Б. Залкинд (“Шахматы”, 1923 г.)

“Белые”: Крс3, Фb2, Сb3, Сb4, пп d7, е4, f2, g5; “чёрные”: Крg7, Фh1, Ла8, Лh6, Cb1, Сh8, Кf1, пп а6, b7, d3, е3, f4, g6, h7.

 

Задача № 19. Л. Б. Залкинд (“Правда”, 1928 г.)

“Белые”: Крh1, Фе1, Ка6, Ке5, Сb7, Сg5, пп b3, d2, f5, g6; “чёрные”: Крd6, Ка1, Лb4, Лg7, Сb6, пп а7, d7, h4.

 

Задача № 20.

“Белые”: Крd8, Ка6, Сh1; “чёрные”: Кра8, пп а7, b7.

 

Задача № 21.

“Белые”: Крd8, Фd3, Сс3, пешка g4; “чёрные”: Крf4, пп g5, g6.

 

Задача № 22. Ж. Морис (1975 г.)

“Белые”: Крh7, Фс1, Са2, Сс7, Ка4, Кh1, Лd8, Лg5, пп е2, е3, h5, h6; “чёрные”: Кре4, Фа7, Ла3, Лh3, Сb1, Сg1, Кс2, Кс4, пп а5,b2, b7, e7.

 

Задача № 23. Н. Валдштейн (1975 г.)

“Белые”: Крс8, Са6, Сh2, Ка8, Кd5, Лd3, Лd8, пп а4, b3, b5; “чёрные”: Крс5, Ке2, Лf3, Сg3, пп а7, b4, b6, с3, d4.

 

Задача № 24. К. Гумунди (1975 г.)

“Белые”: Крd1, Фh4, Лс3, Ле1, Сс6, Cf4, Ке5, Кf7, пп b3, с5, d2, g3, g5; “чёрные”: Крd4, Фb8, Лb4, Сf2, Сh7, Кg4, Кh6, пешка е4.

 

Задача № 25. Л. И. Куббель (1937 г.)

“Белые”: Кре7, Фb3, Лс2, Ке2, пп с4, f3; “чёрные”: Крс5, Сb1, пп а3, а6, е6, f4.

 

Задача № 26. С Лойд (1857 г.)

“Белые”: Кре1, Лf1, Лh1, пешка g3; “чёрные”: Крg2.

 

Задача № 27. Л. Б. Залкинд

“Белые”: Крd7, Фg3, Kc3, пп e5, f2, g2, g6; “чёрные”: Крf5, Ka8, пп b6, c4, c5, d3, d6, h5, h7. 

 

Задача № 28.

Эта задача из старинной шахматной книги Висента, о которой очень подробно и интересно было написано в журнале “Наука и жизнь” (№ 8, 1985 г., “Загадка утраченной книги”). Данные о книге приводились в вышедшем в 1795 году библиографическом справочнике редких испанских книг. Ещё три задачи из этой книги смотри в разделе “Разные задачи”.

 

“Белые”: Кре4, Ла4, Лg4; “чёрные”: Кре6.

 

                                               ________

 

        Теперь предлагается несколько этюдов. Этюдам был посвящён урок № 19. Поэтому ты хорошо знаешь, что такое шахматный этюд. Не буду здесь это повторять.

Итак:

                                               ЭТЮДЫ

 

Задача № 29. Г. Ринк.

“Белые”: Крf6, Ла2, Лf1; “чёрные”: Крg8, Фе8. Выигрыш.

 

Задача № 30. А. Грин.

“Белые”: Крg5, Лg1, Лg2; “чёрные”: Крh8, Фf8, Са2, пешка е4. Выигрыш.

 

Задача № 31. Н. Кралин.

“Белые”: Крf7, Лb8, Ле7, Сh8, пп с3, е2; “чёрные”: Крg2, Кb5, Кс7, пешка f2. Выигрыш.

 

Задача № 32. В. и М. Платовы (1909 г.)

“Белые”: Крg3, Се7, Кg1 пп d3, h5; “чёрные”: Кре3, пп а2, d5, h7. Выигрыш.

 

В. И. Ленин писал своему брату Д. И. Ульянову: “Дорогой Митя! Получив твою задачку, я чуточку “раззадорился” на шахматы, – а то было совсем, совсем всё перезабыл. Не играл, кажись, год, а всего за последние годы сыграл несколько “гусарских” и полугусарских партий. Задачку твою я решил легко… А вот в “Речи” увидал сегодня этюд, который решил не сразу и который мне очень понравился. Положение такое: ... Белые начинают и выигрывают. Красивая штучка!..” (Письмо от 17 февраля 1910 г.)

Это как раз о приведённом этюде Платовых написано. А задача Д. И. Ульянова, о которой пишет Ленин, приведена в двухходовках (задача № 1).Она действительно решается легко.

 

Задача № 33. И. Бергер (1889 г.)

“Белые”: Крg8, Лg7; “чёрные”: Крh1, Фf6. Ничья.

 

Задача № 34. В. Селезнев (1935 г.)

“Белые”: Крh5, Ла7, пп f5, g6, h4; “чёрные”: Крh8, Лf8, пп b3, d3, g7, h6. Выигрыш.

 

Задача № 35. Л. И. Куббель (1929 г.)

“Белые”: Крg3, Са3, пп b5, d2, е4; “чёрные”: Кре5, Кg5, Кg8, пешка d7. Выигрыш.

 

Задача № 36. Л. И. Куббель (1925 г.)

“Белые”: Крb1, Фf5, Кg4; “чёрные”: Крh3, Фе7, Кс5, пп а4, с6. Выигрыш.

         Это самый знаменитый этюд Леонида Ивановича Куббеля (1891-1942) – советского шахматного композитора, который опубликовал около 300 шахматных этюдов и задач, причём только высшими наградами на международных и отечественных конкурсах было отмечено 120 произведений – рекорд, который долго не могли превзойти современные составители шахматных задач (см. журнал “Наука и жизнь”, № 9, 1983 г.).

 

Задача № 37. А. П. Гуляев (1926 г.)

“Белые”: Кра8, Сf2, пп f6, h2, h5; “чёрные”: Крf4, Ла4, Сс1, пешка а7. Выигрыш.

 

Задача № 38. К. Карльс (1913 г.)

“Белые”: Крh4, Кf8, Сh1, пп а4, b3, с2, е3, f2, f4, h7; “чёрные”: Крh8, Сf5, пп а5, а6, b4, с3, е4, f3, f6. Выигрыш.

 

Задача № 39. 64”, 1928 г.

“Белые”: Крd4, Сd3, Сh6, Кf8; “чёрные”: Кра1, пп а2, b3. Выигрыш.

 

 Задача № 40. Р. Рети (1928 г.)

“Белые”: Крh7, Фf6, пп b3, с3, е4, g5; “чёрные”: Кре8, Лf8, Сh2, пп b5, d6, f7. Выигрыш.

         Этот этюд был удостоен высшего приза на конкурсе московского журнала “Шахматы” в 1928 г.

 

Задача № 41. В. Смыслов (1936 г.)

“Белые”: Кра3, Кb5, Ле1, пп а2, d2, е4, h7; “чёрные”: Крс8, Фg7, Сg1, пп а7, с4, с5, d7. Выигрыш.

 

Задача № 42. В. Смыслов (1937 г.)

“Белые”: Крh5, Сd2, Кg6, пп b7, f6, g5; “чёрные”: Крf7, Кd3, Сh2, пп а3, d4, g7. Ничья.

 

Задача № 43. В. Смыслов (1938 г.)

“Белые”: Крс1, Лd1, Сf1, пп а2, с6, е4, f4; “чёрные”: Крf8, Лb8, Се6, пп а6, с4, с5, f7, g6. Выигрыш.

 

Задача № 44. В. Смыслов (1936 г.)

“Белые”: Кра5, Сс2, Кd2, пп а6, d3, f5, g6, h4, h5; “чёрные”: Кра8, Сf2, пп а2, а7, b2, d4, h6. Выигрыш.

 

 Задача № 45. В. Смыслов (1938 г.)

“Белые”: Крh6, Сb2, пп а2, f3, g2, h5; “чёрные”: Крh4, Ла8, пп а5, е7, f5, g3, g4. Ничья.

 

Задача № 46. В. Смыслов (1976 г.)

“Белые”: Крf5, Се1, пп а5, с5, d5; “чёрные”: Крс8, Сd4, пп а6, b7, с3. Ничья.

 

Задача № 47. В. Смыслов (1986 г.)

“Белые”: Кре6, Сh2, пп с6, g5, h6; “чёрные”: Кре8, Ла8, Сd8, пп а4, а6, h7. Выигрыш.

 

Задача № 48. В. Смыслов (1987 г.)

“Белые”: Кре5, Сс7, пп g4, g7; “чёрные”: Крh6, Сh7, пп d4, f7. Выигрыш.

 

Задача № 49. В. Смыслов (1987 г.)

“Белые”: Крd8, Сb2, пп b6, с2; “чёрные”: Крg2, Ке7, пп а4, а7, f4, f7. Ничья.

         Коллекция этюдов В. Смыслова (экс-чемпиона мира по шахматам), многие из которых даны с решениями, взята из журнала “Наука и жизнь”, № 9, 1989 г. Некоторые этюды из этой коллекции были даны в уроке № 19.

 

Задача № 50. С. Каминер (1931 г.)

“Белые”: Кра1, Се8, пп b5, f5; “чёрные”: Крf3, Сd1, Лf4. Ничья.

 

Задача № 51. А. Троицкий (1895 г.)

“Белые”: Кре5, Са7, пешка а6; “чёрные”: Крb5, Лс6, пп b7, с7. Ничья.

         Очень красивый этюд! “Белая” пешка в двух шагах от превращения в ферзя, и, кажется, что у “чёрных” нет спасения. Однако они превосходно делают пат!

 

Задача № 52. Т. Горгиев (1935 г.)

“Белые”: Крd5, Лf6, Сf7, пп а3, b7; “чёрные”: Кра7, Лb4, Сd4, пп е4, с7. Выигрыш.

         В. Смыслов в своей статье “Коллекция этюдов” отмечает, что в данном этюде за 40 лет до него была реализована та же идея, которую он заложил в свой этюд (см. задачу № 48). Так он оказался невольным плагиатором. Рекомендую решить эти два этюда параллельно.

 

Задача № 53. Л. Б. Залкинд

“Белые”: Кра3, Лh7, Кh1, пп b7, g7; “чёрные”: Кре2, Лg2, Сс7, пешка с4. Выигрыш.

 

                                                        ________

 

         Осталось поместить в сборник все прочие задачи. В этих задачах также предполагается, что начинают “белые”, если не оговорено обратное: начинают “чёрные”. Я затрудняюсь решать такие задачи, как например: мат в 11 ходов. Это не так-то просто – просчитать 11 ходов “белых” и 10 ответов “чёрных”. Но такие задачи существуют, значит, их тоже надо учиться решать. Проще, конечно, – мат в 4 хода или в 7 ходов. Хотя тоже сложнее, чем двухходовки и трёхходовки. Можно было выделить ещё задачи “мат в 4 хода”, называемые четырёхходовками, но их не так много, и я включила их в разные задачи.

 

Итак: разные задачи.

 

Задача № 54. Р. Тавариани (1975 г.)

“Белые”: Крg7, Фе7, Ла2, Кb1, Сg1, пп с2, е3, е4, g2; “чёрные”: Крb4, Фа6, Са5, Сf1, Ла7, Кс5, Кh4, пп b5, b6, b7, с3, с4, f5, h3. Мат в 7 ходов.

 

Задача № 55. А. Грин (1975 г)

“Белые”: Крf8, Лh6; “чёрные”: Крh8, Ка7, пешка h7. Мат в 4 хода.

 

Задача № 56. В. Л. Омелянский (1914 г.)

“Белые”: Кра4, Лс7, Лh7, Cd3, пп а3, с5, е4; “чёрные”: Кре6, Фf8, Са2, Сh6, Kd4, пешка е5. Ничья.

 

Задача № 57. В. Шпекман (1976 г.)

“Белые”: Крf6, Фd2; “чёрные”: Кре8, Лh8. Мат в 11 ходов.

 

Задача № 58. Л. И. Куббель (1938 г.)

“Белые”: Крb8, Фh7, Ке5, Кg8; “чёрные”: Крf8, Кa8, Ке8, пп b6, d2, е6, g7. Мат в 4 хода.

 

Задача № 59. Л. И. Куббель

“Белые”: Крс7, Фе4, Кd7, Ке2, пешка g3; “чёрные”: Крd2, пп b5, g6. Мат в 4 хода.

 

Задача № 60. Л. И. Куббель

“Белые”: Крf3, Фd1, Са5, пп c2, f2, g2; “чёрные”: Кра4, Фg8, Кf8, пп b7, d7, е5, g7. Выигрыш.

 

Задача № 61.

“Белые”: Крg1, Фd2, Лd1, пп а4, b5, с6, h3; “чёрные”: Крb8, Фg3, Лf8, пп а5, b6, g2, h7. Чёрные начинают и выигрывают.

 

 Задача № 62.

“Белые”: Крd8, Кa6, Сh1; “чёрные”: Кра8, пешка b7. Мат в 4 хода.

 

Задача № 63.

“Белые”: Крh1, Фg4, Сс3, Лf1, Лg3, пп а3, b2, d3, f4, g2, h2; “чёрные”: Крh8, Фс7, Сd5, Сd6, Лd8, пп а6, b5, е6, f6, g7, h7. Мат в 4 хода.

 

Задача № 64.

“Белые”: Крg1, Фd1, Ла1, Ле1, Сb2, Сd3, Кg5, пп а3, b3, g2, g3, h3; “чёрные”: Крg8, Фа5, Сb7, Сh6, Кс6, Лс8, Лe8, пп а6, b5, d5, е6, g6, h7. Мат в 4 хода.

 

Задача № 65.

“Белые”: Крh3, Фh1, Кf2, пп е5, f6, h6; “чёрные”: Крd2, Фf4, Сd3, Кe3, пешка d4. Мат в 4 хода.

 

 Задача № 66.

“Белые”: Крb7, Ка2, Ка7, Сd1, пп b3, d2; “чёрные”: Кра5, Сd6, пп d3, f7. Мат в 4 хода.

 

Задача № 67.

Эта и две следующие задачи взяты из старинной шахматной книги Висента, о которой говорилось в задаче № 28. В те далёкие времена были широко распространены задачи с дополнительными условиями, когда мат нужно было дать обязательно на определённое поле или какой-то определённой фигурой!

“Белые”: Крg6, Лс1, Сf2, Кg4; “чёрные”: Крh8. Мат в 6 ходов на поле d5 (уточню это условие: король “чёрных” должен получить мат, находясь на поле d5).

 

Задача № 68.

“Белые”: Крс6, Кb5, Кd5, пп а5, с5; “чёрные”: Кра8. Мат в 7 ходов пешками (!), чтобы одна пешка дала шах, а другая мат.

 

Задача № 69.

“Белые”: Крс6, Фd7, Ле7, пп а6, b5; “чёрные”: Кра8, пешка а7. Мат в 10 ходов, обязательно пешкой (!).

Эта задача самая сложная, поэтому приведу первые четыре хода решения: 1. Ле4  Крb8  2. Ла4  Кра8  3. Ла5  Крb8  4. Фс7+  Кра8. Дальше решай сам.

Вот какие сложные задачи были в старинной шахматной книге!

 

Задача № 70. Н. Шатько

В заключение не совсем обычная задача. В ней тебе придётся как бы участвовать и в составлении самой задачи, а не только в решении. Дана некоторая позиция (запись позиции приведена дальше). Тебе предлагается поставить любые две ладьи (из двух “белых” и двух “чёрных”) на поля е5 и g5, так чтобы “белые” начинали и давали мат:

а) в два хода;

б) в три хода;

в) в четыре хода.

Таким образом, ты составишь три задачи, по-разному поставив ладьи на два указанные поля. Предложи затем решить эти задачи своим друзьям.

Позиция: “Белые”: Крf8, Кf7, пп d3, f2, h3; “чёрные”: Крf6, Ке3, Кg3, пп d4, d5, е6, f5, g6, h4, h5.

                                               ________

 

         Если тебе понравилось решать шахматные задачи, могу рекомендовать книгу А. Грина «Знаменитые композиции» - М.: издательство “Физкультура и спорт”, 1973 г.

Наверное, есть много других подобных книг. Поищи!

А может быть, ты захочешь стать шахматным композитором? Это очень интересное занятие! Недаром им увлекались не только гроссмейстеры и просто шахматисты, но и писатели, например, В. В. Набоков, и другие известные деятели культуры, истории. Например, любил составлять шахматные задачи младший брат В. И. Ленина Дмитрий. Когда ты научишься хорошо играть и решишь все предложенные здесь задачи (а их, вместе с задачами, которые приведены в уроках, около 100), можешь смело приступать к составлению задач. Желаю тебе успехов!

 

·         Вернуться в шахматный клуб

 

       Пишите мне!

Рейтинг@Mail.ru

На главную страницу

 

Сайт создан в системе uCoz