ЗОВ ПРЕДКА
Фирдаус Шукуров
Ему 2000 лет!
Время остановилось здесь - в теснине горной расщелины.
Имя его - Ходжа Исхок.
Десятки веков отважные пилигримы идут к Нему, рискуя навсегда остаться в хаосе
скал, хранящих неприступную пещеру.
***
Искандеркуль
встретил нас мерным шелестом набегающих волн. Вечерело. Тысячи звёзд,
окруженные хороводом гор, засверкали созвездиями. Серебристый свет восходящей
луны всё вокруг преобразил. Суровые великаны в белых шапках склонились к
живительной влаге огромной чаши. Купол Дождемерной горы плавно поворачивался в
объятиях грозного Кыркшайтана (горы сорока чертей). И когда отражения гор
соприкасались, порывом ветра доносилось что-то неуловимое, едва ощущаемое - не
то стон каменных исполинов, не то тревожное биение их ледяных сердец,
повествующих о далеком суровом прошлом.
***
Великий
завоеватель Александр Македонский (Искандар Двурогий), наводивший ужас лишь
именем своим, ступил на землю согдийцев. Оставив тысячи воинов на полях битв,
он ворвался в столицу, жестоко истребляя горожан. Но жители не сдавались.
Отважный воин Спитамен решил объединить разрозненные силы согдийцев и внезапно
ударить по врагу. Этому не суждено было свершиться - мерзкий язык
предателя донёс Искандару о готовящемся нападении Спитамена. Преследуемый
чужеземцами, отряд Спитамена ушёл в верховья Зеравшана, чтобы в тесном ущелье
Фан-Дарьи устроить засаду. Грозное ущелье с громыхающим потоком в чёрной
глубине стало непреодолимым для завоевателей. Шаткие головокружительные овринги
усмирили пыл вражеских полчищ. Искандар решил напасть на повстанцев с тыла. Он
повел часть войска через Вору к лесам Арчамайдана. Чужеземцы перевалили ледовое
седло Дукдона и спустились в ущелье Каракуля. У кишлака Хайрамбед согдийцы
попали в засаду. Здесь коварный полководец решил покончить с повстанцами.
Разрушив горы, чужеземцы преградили путь реке. И, когда сила воды стала
неудержимой, бешеный поток хлынул вниз, влача валуны и арчевники. В
мгновение отряд Спитамена был разнесён и погребён в пучине. У селения Макшеват
Спитамен был выброшен на берег. Надеясь на спасение, он уходил всё выше и выше
в горы. Минуя пропасти ущелий, перебираясь по узким карнизам и отвесным
скалам, он достиг пещеры. Ледяной полумрак принял в свои объятия обессилевшего
воина. И в этот миг жало вражеской стрелы настигло жаждущее свободы
сердце. Медленно приседая на холодный гранит, Спитамен обратил взоры и мысли
свои к тайным силам природы, заклиная их покарать завоевателей и освободить
родную землю - прекрасную Согдиану.
***
В
лунную ночь, над озером и в тёмных дальних ущельях, разносится ветром
таинственный зов, маня к себе завороженных путников. Двадцать веков для Него
было одним мгновением. Такова воля природы. Озеро Искандеркуль, носящее имя
Искандара - Александра Македонского - и по сей день полноводно. На склонах
окружающих гор внимательный взгляд может заметить линии первоначальных
уровней, хранящие в себе жестокие события далеко минувших дней.
***
Несколько
дней мы путешествовали по Фанским горам. Нас давно влекла к себе одна из
достопримечательностей Фанских гор - Макшеватская пещера с её древним
обитателем. Теперь решено было найти и посетить пещеру и ближе познакомиться
с нашим предком, которого мусульмане провозгласили святым.
"И вот мы устроили для Ибрахима
место дома, чтобы возвести среди
людей о хадже : они придут к тебе
пешком из глубокой расщелины..."
Коран "Хадж", суры 27-28
Рано
утром мы вышли в путь по пыльной, остывшей за ночь дороге, ползущей серпантином
вверх от зеленоватой глади озера и врезающейся в небо. Окружённые
величественной красотой вырезанных из скал столбов на противоположном
берегу реки и нагромождением валунов, между которыми петляла тропинка, мы
торопливо продвигались к перевальной точке.
Миров
шёл впереди. Идя следом, я думал о Ходжа Исхоке, о том, сможем ли мы подняться
к нему. Местоположение пещеры нам не было известно. Непонятно, как отнесутся к
нашему появлению местные жители. Меня вдохновляла уверенность и решимость
Мирова.
-
Как ты думаешь, удастся ли нам попасть в пещеру ?
- Коли это настоящий святой, то он сам нам поможет, - не задумываясь, ответил
Миров.
Склоны
казались нескончаемыми - один сменялся другим, другой - третьим. Всё выгорело,
слившись в единую волнистую сморщенную поверхность. Окружающая природа нисколько
не радовала. Даже угнетала. Лишь величественная панорама вершин в голубой
дали скрашивала однообразие и унылость красно-бурых скал. Солнце поднялось
высоко и палило неистово. Очень хотелось пить, но вода оставалась далеко внизу,
грохочущая камнями и белая от пены.
-
Неужели наш могущественный предок не поможет нам? - думал я. Но,
поднявшись на очерёдной хребёт, был удивлён и обрадован. Внизу, в
небольшом углублении, раскинулся сад с зелёными лужайками. Значит есть вода!
Тропа
побежала вдоль прозрачной ленты арыка, мимо урюкового дерева в оранжевом
бисере.
Продолжая
путь, мы наконец-то достигли того места, откуда кишлак Макшеват, расположенный
на дне ущелья, в изумрудной зелени ив и тополей, открылся нашему взору. Склон,
украшенный зеленью огородов и табачных посевов, был уже в тени. Здесь
было прохладно и не чувствовалось духоты. Мы спустились в кишлак, и у первого
попавшегося нам пожилого мужчины Миров спросил о своем дядюшке. Подозвав
мальчишку, тот велел проводить нас. Мальчишка провёл по кривым, узеньким
затенённым улочкам, пересечённым мелкими ручейками, стекавшими с верхних дворов
в нижние, от самого верхнего арыка до бурлящего потока реки. Мы подошли к
глинобитному домику с плоской крышей. Часть двора была ограждена кладкой ржавого
камня с глиной. Остальная - примыкала к соседним дворам, и дувал имитировался
сплетёнными в стеночки ветками кустарников. Не раздумывая, вошли во двор, где
заметили женщин. Утопая в табачных листьях, они нанизывали их на длинные нити.
Зелень подвешенных гирлянд украшала веранду. Увидев нас, женщины улыбнулись,
недоумевая, кто бы могли быть эти незнакомцы с рюкзаками. Не геологи ли?
Любого
с рюкзаком, да ещё и с бородой, горцы обязательно примут за геолога. С туризмом
они в глубине души не согласны, и поражаются тому, как эти люди, терпя лишения
и голод, зной и холод, называют путешествия по горам отдыхом. Когда они узнают,
что плановый турист, блуждая в заоблачных высотах, сгорбившись под тяжестью
рюкзака, платит ещё за это деньги, то удивлению нет границ, ибо каждый горец
убежден, что человек с рюкзаком получает большие деньги за свои лишения.
Миров
начал беседу издалека. Расспрашивая всё до мелочей - о здоровье дядюшки,
хозяйки, детей и внуков, он осторожно добирался до главного.
-
Что ж вы стоите, проходите, садитесь, - перебила его хозяйка. Я
руководствовался действиями Мирова. Он же отказывался ровно столько, чтобы
успела прозвучать нотка настойчивости в её голосе. Тогда мы присели на
разложенных на небольшом возвышении одеялах (курпачах). Дочь - красивая горянка
со смоляными волосами, чёрными глазами на тёмном от загара лице, с
улыбкой, обнажающей зубы-снежинки, - ставила на дастархан всякую снедь.
Внезапно
во дворе появился подвижный серый сутуловатый старик с пучком моркови в руке и
вязанкой дров за спиной. Отдав морковь подошедшей дочери и оставив дрова в
ошхоне, он подошёл к нам. После того, как окончилась приветственная процедура,
старик спросил, откуда мы и куда путь держим. Миров подробно изложил ему нашу
цель. Старик молча слушал, но с первых же слов изменился. Улыбка сошла с
морщинистого лица. Интерес и доброжелательность сменились выражением обманутого
в своих предположениях.
-
Послушай, сынок, - начал он мрачно, - недоброе ты задумал. Ты там не был, и
твой товарищ - тоже. Шейха сейчас нет, и помочь вам - некому. Я прошу тебя, не
ходи туда. Много неосторожных людей погибло там, так и не увидев Его.
К
нашему удивлению старик в пещере не был, и не знает никого из кишлачных
людей, который бы решился на это.
Шейх
- это святой человек, выполняющий здесь роль гида-проводника. Так как грешных
людей на Земле предостаточно, и со всей Средней Азии идут паломники к Ходжа
Исхоку, то наличие гида в форме шейха, очевидно, необходимо. К щедрым
паломникам шейх особенно внимателен. Скупые же составляют основную часть
погибших...
В
любом случае мы хотели попасть в пещеру. Даже обрадовались, что шейха нет. Уже
темнело, поиски пещеры решили начать утром. Вечером к дастархану приобщились
соседи - молодежь и несколько аксакалов. Заговорили о Ходжа Исхоке.
Неизвестно было, когда он появился в пещере. Сам ли он поднялся или тело
погибшего было поднято кем-то в пещеру? Один из собеседников, мужчина лет
тридцати, высказал предположение, что Ходжа Исхок находится в пещере ещё со
времён домусульманства. Другие молча покачивали головами.
Тогда
я рассказал о посещении пещеры графом Бобринским, описанном профессором
Зографом, и о сообщении профессора Беккера о его восхождении летом 1916 года. В
начале века аксакалы были мальчиками и может быть слышали и помнят об
этом? Ответом было мерное покачивание бород.
В
1894 году пещеру посетил профессор Новороссийского Университета Яворский и дал
её подробное описание. В своей книге "Черепа из Макшеватских пещер"
Зограф приводит многочисленные отрывки из описания Яворского.
В
1895 году пещеру посетили граф Бобринский и капитан Борщеговский. Ими для
детального исследования было изъято из пещеры шесть черепов. Исследовать эти
черепа было поручено Зографу, который рассказывает о них в своей книге.
Все шесть черепов оказались деформированными от рождения.
Ходжа
Исхок "навещался" другими исследователями, но ни о ком старики не
могли сказать что-либо. К сказанному я добавил предположение А.Л. Куна,
участника экспедиции Федченко 1870 года. Вот что пишет об этом А.П.Федченко в
книге "Путешествие в Туркестан".
"...
18 июня отправились с озера в обратный путь в Сорведу. На этом переезде я и
некоторые другие лица заехали в боковое ущелье, где лежит кишлак Макшеват. Нас
привлекли рассказы об обширной пещере, в которой будто бы нетленное тело
святого. Поднявшись далеко по ущелью верхом и пройдя ещё в гору пешком, мы
встретили А.Л.Куна, который рассказал, что восхождение до пещеры крайне
затруднительно. Ему пришлось сначала ползти по гладким и сильно покатым
скалам, а потом его подняли на поясе по узкой щели... Грот не обширен и
составляет не более как узкую расщелину, дно её покрыто землёй, очевидно,
навалившейся сверху через существующее отверстие. Через него же и
провалился, вероятно, и человек, тело которого до половины находится в земле, а
до пояса обнажено".
Это
вызвало усмешки у слушателей. Несколько мгновений все сидели молча, изредка
поглядывая на длиннобородого, независимо сидящего во главе дастархана.
Казалось, аксакал должен сказать что-то важное. Тишину прервал хозяин, учтиво
обратившись к почтенному старцу, попросив рассказать о рождении пещеры, и,
расставив все точки над "i", закончить разговор. Старец, надменно
улыбаясь, взглянул на нас жёстко. Надо было мудрой рукой вывести нас из
лабиринта заблуждений на путь покорного и праведного существования.
-
Это были те далекие времена, - начал он с суровой печалью, - когда в этих
местах гор не было, а реки текли не так быстро. Бескрайние равнины были
богаты хлебами, и сочные пастбища кормили тучные стада. В местах столь щедрых
обитали неверные огнепоклонники. Они не знали и не боялись Аллаха. Настало
время, и Создатель наш не стерпел неверных. Он послал на Землю сына своего
просвещать невежд. На огненном коне прилетел Божий Сын и стал учить глупый
народ. Но народ шёл по стопам вождей и не принял святую истину Божьего
Сына. Вожди приказали убить его и бросить в яму, чтобы безумные речи не смущали
других. В мгновение ока земля покрылась мраком и задрожала всем телом.
Чёрный пепел укутал землю, и нахлынувшие воды потопили всё живое. Цветущие
равнины окаменели и сморщились скалистыми горами и Божий Сын вознесся на самую
высокую гору. Здесь Аллах даровал ему вечность!
Окончив,
старец назидательно посоветовал не подниматься в пещеру. По его мнению,
только истинный мусульманин мог проникнуть в пещеру. Если неверный достигнет
входа, он в тот же миг будет низвергнут в пропасть.
Этим
он взбудоражил присутствующих. Аксакалы подчёркнуто закивали. Всем было
очевидно, за какую непосильную задачу мы взялись. Чтобы не огорчать
гостеприимного хозяина и доброжелательных гостей, мы обещали, что в пещеру
не пойдём, а посмотрим верховья ущелья.
На снимке из космоса: - окрестности кишлака Макшеват и скала с пещерой Ходжи-Исхока
(конкретное место пещеры специально не указано).
Рано
утром мы собрались в путь. Около часа шли по развилкам. Одна тропа уходила
резко влево, почти поворачивала назад, и вдали, на гребне скалистого хребта,
торчал хворостинкой белый шест. Мы приблизились к шесту. Трехметровой высоты,
опоясанный выше середины белой тряпочкой, одинокий, он стоял на возвышении,
припёртый камнями к скале. Меня обдало волной тревожного ожидания. Где-то
здесь находится пещера!
Миров
предположил, что атрибуты святого места - домик для омовений, очаг и место
отдыха - находятся несколько выше, и, недолго думая, отправился туда. Прошло
минут десять, пока я заметил Мирова, бегущего по склону. Он жестом показал,
что надо идти другой тропой. Дойдя до развилки, я прошёл ещё километра
два. Раздался пронзительный свист. "Не дай Бог встретить кого-нибудь
из кишлачных..." Высоко над собой я увидел Мирова.
Он
показывал на ближайший распадок. Я стал быстро подниматься и вскоре подошёл
к арче. Она едва достигала десяти метров, широко раскинув полузасохшие
ветви, отчего тень под ней была не густой. С ветвей длинными космами свисал
посеревший мох. Казалось, угрюмая арча была ко всему безучастна. Она
замерла на мгновение, и этот миг продолжается вечно. Ветерок пролетает арчу
стороной, не пытаясь развеять древнюю тоску. Белые ленточки - символы надежд
паломников - грустно застыли на нижних ветвях. Ствол арчи был изрезан и
расписан автографами пожелавших увековечить свои безвестные имена:
"
Мо чор нафар студентони шахри Самарканд. Омадем барои шиносшави ва духони.
Омин."
( Тадж.: Мы четверо студентов из Самарканда. Пришли познакомиться и помолиться.
Аминь)
На
высоте полутора метров к арче был прибит небольшой ящик с несколькими
полочками. В ящике - баночка с солью, пачка зеленого чая, несколько кусочков
сахара, спички. Чуть ниже была прибита выструганная дощечка с предупреждающей
надписью :
"Мехмони
азизи мухтарам, агар кадам ранчон кардед, аз хамим чой ба тарафи кух рафтан
маън мебошад. Омин"
(Тадж.: Дорогие уважаемые гости,
подниматься отсюда к святой горе строго запрещено. Аминь)
В
мощный ствол упиралось небольшое возвышение - суфа. Сидя на ней, паломники
совершали намаз и трапезу. Недалеко от суфы, над подгоревшей кроной, у куста
шиповника, был сооружён очаг из крупных камней. Рядом стоял чугунный чайник.
Выше
суфы, на склоне, выстроена кибитушка - чиль хона. Она предназначена для больных
паломников, пришедших сюда ради исцеления от мучивших их недугов. Видимо,не
много больных бывает в этих местах, так как избушка полуразрушена и шейху
невыгодно приводить её в порядок каждую весну. В нескольких метрах от суфы
протекает ручеёк. Он течёт сквозь домик. Здесь паломники совершают
омовение перед чтением намаза и восхождением в пещеру. Вход в домик очень
низкий, но дверь всё же есть и изнутри можно запереться. От домика ведёт тропа
вверх по ущелью круто на скалу. Было похоже, что она ведёт к пещере.
Идти
дальше одному не имело смысла, и я вернулся. Когда подходил к домику, из него
вышел Миров. Мы продолжили путь.
Прошли
скалистый участок. Он сменился пологим, петляющим между кустов шиповника.
Минут через двадцать подошли к такому месту, что опасность нашего восхождения
стала очевидной. Здесь тропа сменилась гладкой, наклонённой плитой. Её
верхний край упирался в отвесную стену, а нижний - отточенным лезвием парил над
пропастью. Я хотел предложить Мирову вернуться назад, но он уже дошёл до середины
плиты. Тогда, отвлекаясь от страха, с судорожно дрожащими коленями, глядя прямо
перед собой, я медленно пошёл за ним. На середине плиты я весь взмок и
остановился. Не знал, что делать. Идти вперёд - страшно! Разворачиваться
- опасно.
-
Миров! - крикнул я в растерянности. Но Миров не обернулся. Он прошёл плиту и
ступил на узенькую полочку. Я испугался: "Неужели конец?" Зацепиться
было не за что, и ноги стали скользить к пропасти. Надо было разуться! Держался
я давлением собственного тела. Упираясь ладонью, я стал осторожно
подтягивать ноги. Тут подоспел Миров. Сделав несколько шагов, он сунул лезвие
топорика в едва приметную трещину. Упершись об него, я встал на ноги.
Восхождение.
-
Иди быстро, - сказал Миров. Стоит ли говорить, как я благодарил судьбу и всех
святых, когда выбрался с плиты. Ошибкой было то, что я слишком медленно шёл по
ней. Надо было - быстрее, а ещё лучше - бегом. Миров достал топорик и зашагал
дальше. Я пошёл следом по узенькой полочке. У стены, над обрывом, стоял
трёхметровый шест - искривлённый ствол арчи с диаметром у основания 12-
В
ущелье было безмолвно. Ничего не нарушало тишину - ни тоскливое
воркование голубя, ни клёкот куропатки, ни зычный, с присвистом, голос
пастуха. И от этой тишины становилось жутко. Мы сидели молча. Я старался
отвлечься и этим постепенно подавлял в себе чувство страха.
Я
не хотел первым подниматься и телепатизировал это право Мирову. Он будто бы
воспринял мою мысль - неожиданно встрепенулся, стал разуваться. Я последовал
его примеру, стараясь не обгонять. Разувшись, Миров сказал, что хочет
попробовать, и стал прикладываться к стенке в поисках удобного выступа или трещины.
Я встал, и насколько это было возможно, старался помочь ему. Общими усилиями и
с Божьей помощью Мирову удалось подняться метра на полтора. Рисковать дальше,
полагаясь только на Бога, он не решился. Спустившись, он впервые за время
нашего перехода засомневался в возможности осуществления задуманного. Мне
казалось, что Миров поднимается выше, ибо я отчётливо видел, за что надо
цепляться пальцами рук и ног. И если бы некуда было падать, он мог бы подняться
в пещеру. Пугало отсутствие страховки. Поскольку Миров сел на полочку и не
проявлял желания вновь испытать судьбу, то теперь очередь за мной. К великому
сожалению, я не мог подняться выше, так как для того, чтобы сделать следующий
шаг, надо было держать тело вертикально, максимально прижавшись к скале. Боясь,
что небольшой выступ, за который придётся при этом держаться, отвалится,
я медленно опустился.
Мы
впали в отчаяние. Миров произнёс несколько слов вроде тех, что будет стыдно
перед друзьями и перед собой, если мы не увидим Ходжу Исхока. Столько трудов
потрачено в поисках пещеры, и будет обидно, если не справимся с последней
трудностью. Выговорив это, он ещё раз решил попытать силы и нервы. Но опять
неудачно.
Мы
попробовали обсудить положение. Случай срыва был недопустим. Было
досадно, что не взяли крючьев. Теперь придется спускаться вниз и в
мрачном настроении, по солнцепёку, добираться до озера. Но не этот исход был
начертан на скрижали Всевышнего! Мощная сила Ходжи Исхока звала нас! Она
влекла, как оазис в пустыне, как горячая звезда в бескрайнем холоде Вселенной!
Она была неотвратима, как судьба.
- Я попробую ещё раз, - сказал я твёрдо,
преодолев страх. Подниматься я стал чуть правее прежнего маршрута, по
наклонной стороне трещины, ширина которой убывала кверху. Если б случайный
камень, падая, задел меня, или отвалился бы выступ скалы, то вряд ли удалось
спастись. Но об этом не думалось в эти минуты. Хотелось только одного -
взглянуть на Него. Я поднимался всё выше и выше. Миров подсказывал мне, куда
ставить ногу, точнее - за что цепляться пальцами ног. В верхней части расщелины
я вылез из неё.
Оставалось
ещё метра два опасной части, и тогда можно считать наш хадж благополучным. Хотя спуск не менее опасен, но о нём не
думалось. Уцепившись за выступ над головой, я подтянулся и взобрался на
узенький пятачок. Зияющей чёрной пастью раскрылась передо мной пещера.
У
самого входа, в земле, ветром занесённой сюда, зеленели кустики травы. Я
медленно пошёл по холодному каменному ложу. Оно не знало солнца, воды и
ветра,и, отполированное босыми ногами, казалось огромной ледяной массой. - Ну,
как там?
-
Всё в порядке, - голос мой, войдя в пещеру и отразившись от мертвых стен, насторожил меня. Я весь был в
напряжении от ожидаемой встречи. Предо мной проплывали образы из рассказов
очевидцев и фантазёров, и, казалось, обитатель пещеры сам выйдет мне навстречу.
В этом взъерошенном пространстве время безысходно отбивалось настойчивыми
каплями, пробивающими путь к свободе и к солнцу, а значит, и к смерти...
Внезапно я замер! В сумеречном свете, вытаращив тёмные глазницы и оскалив в
злорадном смехе белые зубы, будто смакуя месть за вторжение в свои покои,
передо мной предстал сам Ходжа Исхок!
Я
отключился от внешнего мира и, не подходя ближе, рассматривал Его.
Наслушавшись всяких рассказов, где сказки и фантазии искусно переплетались с
фактами, я иначе представлял святого. Теперь его фантастический образ стал
приобретать реальные черты.Скелет святого небольших размеров, вероятно, 14-15
летнего юноши. Святой сидит по-турецки, положив под себя ноги, на небольшой,
очищенной от помёта площадке, лицом на юго-запад. Голова неестественно
повёрнута вправо вверх относительно туловища. Крик Мирова вернул меня к
действительности. Я спустился к выходу. Репшнуром поднял фотоаппарат и топорик.
Миров, решив подстраховаться, обвязал себя другим концом. Перекинув
репшнур через выступ в метре выше себя, я осторожно стал выбирать его.
Через две минуты Миров добрался до меня. Я подал ему руку.
Взявшись
за уступ, слегка опираясь на мою руку и сделав последний шаг, он встал рядом со мной, взволнованно
шепча о чем-то. Мы пошли вглубь пещеры. Вскоре оказались в центре несколько
куполообразного помещения с отверстием в своде. Слева и справа путь преграждали
стены. Пол был засыпан толстым слоем голубиного помёта, кое-где сплотившегося в
метровые сталагмиты. Справа на небольшом возвышении восседал виновник
нашего рискованного восхождения.
Не
дотрагиваясь, осмотрели весь скелет. На голове святого кожа высохла и
оттянулась. Сохранились участки рыжих волос. Уши торчали высохшими пальцами.
Кожа лица, шеи, спины и груди поражала своей одеревенелостью. Святой
весело скалил хорошо сохранившиеся зубы, будто хотел сказать:
"Видите, как я вас здорово надул!"
Осмотрели
пещеру. Недалеко на полочке, что на левой стене, Миров отыскал бутылочку
с маслом и болтающимся в нём огарочком фитиля. Рядом лежали спички. Миров зажёг
фитиль. Полумрак перед нами сразу же сгустился. Пол пещеры резко уходил вниз.
Дрожащее пламя освещало плохо и беспокоило тем, что вот-вот погаснет. Мы прошли
несколько метров по холодной грязи и остановились в нерешительности. С трудом
сумели заметить, что в этом месте пещера была раза в два шире.
Дальше
идти было бесполезно, и мы вернулись к святому, с удовольствием ступив
озябшими ногами на тёплый пол. Свечу поставили на место. Миров отколол со свода
сосульку сталактита и взял её в качестве вещественного доказательства. Я
сфотографировал Ходжу Исхока. Взглянув в последний раз на свод и стены пещеры и
запечатлев в памяти легендарного и таинственного предка, мы осторожно
спустились по скользкому ложу до выхода.
"Он - тот, кто
показывает Вам
свои знаменияи низводит для
Вас с Неба пропитание, но
вспоминает только тот,
кто обращается"
Коран,"Верующий", сура 40.
Миров
стал спускаться первым. Я страховал, вытравливая репшнур по мере надобности.
Казалось, всё уже позади. На мгновение я задумался, предвкушая приятное
победное возвращение.
Внезапно
напрягшись, репшнур змейкой заскользил из рук. Меня резко рвануло к скальному
зубу. Крик Мирова смешался с шумом падающих камней. Топотом в ушах отдались
удары сердца. В сознании возникли черты почтенного старца,
предсказывающего смерть всем неверным! Через несколько секунд я услышал
лаконичную речь Мирова. Несмотря на её непристойность, она бальзамом прошлась
по моим нервам. Сорвавшись, он задержался на полочке, зацепившись за
основание шеста. Отдышавшись, Миров принял у меня фотоаппарат и топорик. Затем
я обвязался. Другой конец Миров привязал к корню старенькой арчи, который
торчал у шеста.
Я
стал осторожно спускаться. Положение тела было точно таким же, как при
подъёме. Теперь надо было повторить те же движения, но в обратном порядке.
Миров аккуратно и точно подсказывал, куда ставить ноги, и одновременно сматывал
шнур, укорачивая маятник в случае неудачи. Вскоре я был рядом с Мировым.
Теперь всё позади. Плита, по которой нам предстояло возвращаться, сейчас
казалась легко преодолимой. Мы сели на холодную полочку передохнуть и
пережить счастливую минуту.
Солнце
было уже высоко, и противоположный пологий склон слепил глаза ярким светом.
Небо было сине-голубым, без облачков-барашков. Вдали, прямо перед нами,
сверкали ледниками Большая Ганза, Пмк Красных Зорь и Снежный Барс,
окружающие Искандеркуль с севера. Серебро ледников щедро питало белую
кудель Сиремы. Глыба Большой Ганзы намного возвышалась над соседними вершинами.
Хорошо просматривались перевалы Сурх, Омский, Дмия - сурово чернеющими крутыми осыпями.
Прозрачный
прохладный воздух освежал и успокаивал...Миров решил проверить, обладал ли
Ходжа Исхок той сверхъестественной силой, которую ему приписывают. По его
мнению, наш предок действительно обладает этим даром, если ровно в семь
часов мы сядем на попутную машину.
На
дорогу мы вышли немного раньше. Спустились к реке. Миров разуваться не стал и
мне не советовал. В ожидании чуда мы поудобнее уселись на камни и рассматривали
окрестности. Временами я поглядывал на дорогу, но она была по-прежнему
пустынна. Я взглянул на часы. Они показывали ровно семь. Посмеявшись над
бредовым тестом, я предложил идти пешком. Лишь только я поднялся, как увидел
вдали столб пыли - в двухстах метрах, на большой скорости нёсся голубой, под
цвет вечернего неба, новенький ЗИЛ. Я застыл на месте, и в следующий миг
Миров услышал мой радостный крик. Выбежав на дорогу, он пустился в пляс.
Событие, подобное
которому несколько столетий назад произвело бы впечатление знамения, нас
очень развеселило. Машина, присев на рессоры, скрылась в тумане нахлынувшей
пахучей пыли. Бросив рюкзак в кузов, мы легко запрыгнули в кабину. Водитель был
первым слушателем этого эпизода, который был преподнесён ему Мировым.
Улыбнувшись в ответ, он поднажал газу, и послушная машина понесла уставших и
счастливых путников по серпантину горной дороги вверх, к берегам
бирюзового озера.